Чем 5 лет занимались сахалинские депутаты
Седьмой созыв Сахалинской областной думы завершает свою работу. Через неделю мы узнаем, кто засядет в кресла островного парламента на новый срок. Самое время подвести итоги последних пяти лет — именно столько большинство народных избранников провели в креслах. Фактически мы подводим черту под всем, что происходило в регионе за это время. Все крупные события или проходили через думу, или создавались ей.
Отъем сахалинских нефтяных доходов
Седьмой созыв Сахалинской областной думы начал работать осенью 2017 года. И сразу же случился скандал — федеральные власти решили отобрать нефтяные доходы региона. Они изменили положения соглашения о разделе продукции. Раньше 75% налогов шли в островную казну, а 25% отправлялись в федеральную. Теперь же показатели поменялись: 25% получала область, а 75% — федеральная казна.
— Официальной информации нет. Поэтому говорить о цифрах, что мы теряем, чего мы не теряем, нельзя, надо информацию проверить, — говорил в сентябре 2017 года председатель областной думы Андрей Хапочкин. Тогда только появилась информация об отъеме денег. Жители региона начали собирать подписи против этого, выходить на пикеты, но все это было зря.
Хуже всего в этой ситуации то, что островной парламент сам согласился на отъем денег. Так появилось знаменитое "письмо Хапочкина". Можете посмотреть на него ниже.
— Фактически он нас предал, сдал, обманул население всей Сахалинской области! За это надо выражать недоверие председателю, он не может работать на этой должности! — коллеги Хапочкина так описывали принятие этого письма. Крики про предательство продолжались ещё долго, но расследовать "дело" против председателя облдумы коллеги не стали. Спустили все на тормозах. Все-таки большинство в парламенте за "Единой Россией".
Федерация обещала компенсировать выпадающие сахалинские доходы субсидиями, но все пошло предсказуемо не так. Казна должна была возвращать 25% от налога с прибыли по проекту "Сахалин-2" в регион (тогда получалось бы, что 50% уходит федералам и столько же региону). Но в 2018 году нам вернули 22,7% от налога на прибыль, 14,5% — в 2019 году, 4% — в 2020 году и 0% — в 2021.
Приговор Пашова и его шесть миллиардов доходов
Главный скандал в этом созыве Сахалинской областной думы — это арест депутата-рыбопромышленника Дмитрия Пашова. Его задержали в феврале 2021 года в Хабаровске. Позже выносил решение по нему Фрунзенский районный суд Владивостока. Его признали виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 226 УК РФ (контрабанда организованной группой стратегически важных ресурсов в крупном размере) и частью 4 статьи 194 УК РФ (уклонение организованной группой от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере).
По мнению следствия и суда, депутат оказался соучастником контрабанды организованной группой из России в Японию, Республику Корею и Китайскую Народную Республику живого краба общим весом 3391 тонна и рыночной стоимостью 2,6 миллиарда рублей, а также уклонения от уплаты таможенных платежей в размере 9,2 миллиона рублей. Суд приговорил Дмитрия Пашова по совокупности преступлений к 4 годам и 6 месяцам лишения свободы со штрафом в размере 1 миллиона рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Интересно, что большинство депутатов областной думы сделали вид, что ничего не произошло и "не заметили" пропажу народного избранника. Это, конечно, не касается парламентариев, близких к рыбной теме.
За время своей работы в седьмом созыве Дмитрий Пашов смог отличиться не только заключением под стражу, но и своей декларацией. В 2018 году он зарабатывал 10 194 866 рублей, а вот в 2019 году его доход резко стал 6 225 912 436 рублей (декларации раскрыли весной 2020 года). Шесть миллиардов добавились ровно в тот момент, когда из страны сбежал рыбопромышленник Олег Кан. Народный избранник возглавил список самых богатых госслужащих и депутатов страны. По итогам 2020 года Дмитрий Пашов прибавил ещё 63,5 миллиона рублей и его доход вырос до 6 289 492 771 рублей. И только в самой свежей декларации за 2021 год его заработок упал до 9 987 404 рублей.
Депутаты-взяткодатели на суде по делу Хорошавина
За пять лет суды рассмотрели сразу два уголовных дела в отношении бывшего сахалинского губернатора Александра Хорошавина. Если в первом областные депутаты почти не фигурировали (Игорь Янчук был адвокатом Сергея Карепкина, но потом покинул эту должность), то вот в выборном деле оказалось много знакомых лиц. Это связано с тем, что депутаты сначала давали взятки, чтобы попасть в гордуму Южно-Сахалинска, а потом по политическому лифту отправились в область.
Свидетелем по выборному делу проходил Юрий Цой, но он лишь раз за разом повторял "я не помню". Бывший мэр областного центра Андрей Лобкин просил с кандидата в гордуму Южно-Сахалинска сначала три миллиона рублей, потом сумма выросла до пяти миллионов рублей. Так вспоминал эти события уже областной избранник.
— А вы денежные средства зачем передали? Вам не обозначили конкретно, что будут выполняться такие-то услуги? — задавал вопросы прокурор.
— Лобкин их требовал, говорил, что без этого на выборы не пройдешь, — рассказал Цой.
— А почему? Он имел какое-то влияние? — спрашивал обвинитель.
— Ну да, — без сомнений отвечал депутат.
— Ну вы его слова оценивали как реальные? — добивался ответа прокурор.
— Ну, конечно, — завершил эту часть беседы Юрий Цой.
Сах.ком публиковал большие расшифровки этих допросов — это было действительно занимательное чтиво, от которого несло ложью и несправедливостью. Десять миллионов рублей отдал областной депутат (директор "Армсахстроя") Саркис Акопян. Он это сделал, чтобы "нормально прошли выборы". Аксакал островного парламента Виталий Гомилевский, который тогда был секретарем городского отделения "Единой России", не смог вспомнить какие-то нечестные моменты на выборах.
Руководил в 2014 году фондом поддержки партии "Единая России" Сергей Бондарев — ещё один областной депутат. Он сообщил, что никто суммы, которые передавали Лобкину, не вносил в фонд. Фигурировал в допросах Александр Шарифулин, для которого восемь лет назад десять миллионов рублей были незначительной суммой. Столько он отдал Лобкину. А теперь у него на счету всего
Главное в этой ситуации, что на карьеру народных избранников никак это дело не повлияло. Шарифулин, Цой и Акопян, которые давали взятки (по версии следствия) идут на новые выборы. Бондарев и Гомилевский, тоже проходившие свидетелями по делу Хорошавина, тоже готовы оказаться в новом созыве областной думы.
Бессмысленная болтология
Сахалинская областная дума в глазах многих граждан — один из самых бесполезных органов. Депутаты, конечно, будут с этим спорить и говорить, что ругают их не сахалинцы, а боты, как это уже было в начале лета как раз во время обсуждения предстоящих выборов. А еще будут говорить: "Мы по десять часов заседания проводим!" И этот аргумент работает против них самих. Сколько раз в стенах парламента говорили про "Горный воздух" (и бешеные траты на него), "Мерси Агро Сахалин" (как вонял, так и воняет), про проблемы в медицине (а их стало только больше), пытались бороться за краба (закончилось провалом).
Раз за разом депутаты говорили одно и то же. И если сначала это было интересно, то потом становилось похоже на бесконечный сериал, где сценаристы совсем обленились. Реплики могли повторяться дословно. Конечно, иногда споры Ивановой/Никитиной/Ждакаевой с Хапочкиным были яркими (с выключением микрофонов и криками), но это тоже надоедает. Да и итог не меняет — закон все равно принимали в том виде, в котором он нужен "Единой России". Пара голосов оппозиции, которая иногда переставала быть таковой, ничего не решала. И в голове во время написания этих строк звучит голос Александра Ивашова, который в середине срока из думы ушел в мэры Корсакова.
— Коллеги, напоминаю, что на фракции "Единой России" мы решили голосовать за, — говорил Ивашов. И его коллеги послушно нажимали кнопку, даже если были против.
Многочасовые обсуждения надоели и самим депутатам. Юрий Цой во время них смотрел футбол, Виталий Баранов просто называл одну из хищных рыб из семейства мороновых (очень похоже на нецензурный вариант слова "уйти"), а потом уходил. Во время заседаний большинство народных избранников сидели в телефонах. Если вообще приходили в думу. Все мы помним прогульщика на зарплате в лице Олега Саитова. При том, что он был главой целого комитета, который в итоге работал абы как.
Неоднократно в думе появлялись предложения, чтобы ограничить время на выступления и вопросы. Итогом стали поправки в закон (принят в конце июня 2022 года), которые запрещают народным избранникам задавать вопросы не по делу во время вторых чтений. Раньше депутаты спрашивали докладчиков обо всем подряд. Теперь можно спрашивать только насчет поправок. Парламентарии закрыли сами себе рты. И следующему созыву тоже. И смысла от их деятельности стало ещё меньше, а благодарностей в адрес ПСО все больше.
Дума ничего не решает
Каждый созыв Сахалинской областной думы становится все более серым. Депутаты практически ничего не решают. Да, формально именно они принимают законы, вносят правки в бюджет и говорят, как мы должны жить. Фактически же сами народные избранники действуют так, как им скажет островное правительство. И здесь можно ситуацию разобрать на одном примере передачи сахалинского аэровокзала частникам.
Вся история строительства нового аэровокзала в Южно-Сахалинске, смены подрядчика, передачи его частникам может занять больше текста, чем весь этот материал. Только репортаж с обсуждения передачи объекта в руки "КрасИнвеста" (сейчас достраивает объект) занял десять страниц. Так корреспондентка ИА Сах.ком описывала происходящее в стенах областной думы в тот момент:
"Звонки в ФСБ и прокуратуру, воспоминания о деле Хорошавина, взаимные оскорбления и нежелание садиться в тюрьму — вот то, чем запомнилось обсуждение нового, пока еще недостроенного аэровокзального комплекса Южно-Сахалинска в областной думе. В правительстве задумали передать объект в руки инвестора, который сначала вложит туда свои средства, чтобы наконец достроить и ввести комплекс в эксплуатацию, а затем будет им руководить, получив контрольный пакет акций — 51 процент. И для того, чтобы осуществить задуманное, ПСО решило вдруг заручиться поддержкой думы".
Депутаты привыкли голосовать так, как им скажут в правительстве. И в целом народным избранникам все равно, что принимать. Да, головой они все понимают, но если партия сказала "надо", то они голосуют. Кричат, как мы говорили в прошлом блоке, но голосуют. Здесь же ситуация была иной — "надо" сверху пересеклось с тем, что депутаты не очень хотят оказаться на скамье подсудимых за такое решение. Они не хотят брать ответственность за свои действия. Потому что неприятный опыт у ряда думцев уже был.
— Одна из проблем, которая у нас на Сахалине — как только крупный объект, так сразу крупные проблемы, — вспоминал тогда Юрий Выголов. — К сожалению, областная дума уже имеет печальный опыт, когда нас убеждали и мы приняли решение по финансированию "Грин Агро", животноводческого комплекса. Предыдущий состав областной думы, все прошли соответствующие допросы в соответствующих органах и, к сожалению, участвовали в многочасовых судебных разбирательствах, которые так и не закончились. Поэтому прежде чем решить этот вопрос, подумайте хорошо, чтобы этот печальный опыт не повторился.
И ещё одно схожее мнение на этот счет.
— Правильно говорит Игорь Иванович [Янчук]: а мы-то тут причем? Я три минуты назад получила этот пакет документов. Что я там понимаю? — говорила Наталья Ждакаева. — Вы отличные, симпатичные люди, высокие профессионалы. Ну и принимают пусть решение, у нас есть правительство. Мы за короткий период времени создали порядка пяти новых министерств, там сидят серьезные люди, они приехали поднимать Сахалинскую область — ну и пусть поднимают. Потом приносят нам документы, и мы будем принимать решение. Я уже была в Следственном комитете, мне там задавали вопросы по некоторым вещам: почему вы принимали, не принимали, плохо ли спали, как вы так могли проголосовать за это — еще в той, городской думе. А мне оно зачем?
Чем закончились все споры, крики и выплеск эмоций? Все те же депутаты поддержали передачу аэропорта "КрасИнвесту". И стоило ли тратить часы на обсуждения, когда итог все равно был предрешен и никакие изменения или гарантии (официальные и публичные) депутаты выбить не смогли? И это лишь один яркий пример. За пять лет агентство неоднократно публиковало менее резонансные примеры. Дума своим поведением просто дискредитирует демократию.
Пытались люди, которые получили дальневосточные гектары, создать два новых села, и где они? Зависли в думе. Приняли закон о расселении сел, где живет мало островитян. Даже пообещали убрать пару населенных пунктов и переселить граждан. Что случилось? Денег нет, закон не работает. А выбить средства народные избранники или не могут, или не хотят. Есть "замечательная" ситуация с реновацией (или КРТ).
Сахалинское правительство не хочет давать гражданам никаких дополнительных гарантий. Жители Черемушек бьют тревогу, пишут письма, проводят встречи и пикеты. И от лица областной думы их пытался успокоить председатель областной думы Андрей Хапочкин. Вспомним его слова.
— Никто ничего не будет сносить, пока не согласуется все. Мы здесь — гарантия. Дума — гарантия. Я ж слово дал. Всё, гарант, — вещал председатель.
Что было на самом деле? Хитро депутаты протащили закон о КРТ, разделив населенные пункты: на Южно-Сахалинск и всех остальных. Такое безобразие не понравилось прокуратуре — она вынесла протест. И проблемы депутаты переложили на новый созыв. Именно ему придется разработать новый законопроект и разобраться с ним. А решить все здесь и сейчас депутаты не захотели, потому что близко были выборы. "Единая Россия" не хотела терять рейтинг на обсуждении болезненной темы.
А было что-то хорошее?
У любого человека, а в данном случае группы, есть две стороны. Областную думу принято ругать, но были и хорошие моменты. Народные избранники стали чаще выбираться в районы и особенно в села. С одной стороны, эти поездки позволяли выяснить проблемы, например, узнать, что в школах не хватает денег на питание. И даже докинуть финансы, но все равно сделать это криво. Проблему нужно решить системно. О ней впервые кричали весной 2021 года. Прошло 1,5 года, но сделать нормальный механизм (принять закон) с постоянной индексацией трат на питание в школах и детсадах депутаты не смогли.
Дума действительно постаралась стать ближе к людям. Но вместо открытого окна, скорее, была приоткрыта форточка. Теперь за заседаниями Сахалинской областной думы можно наблюдать в видеоформате и в прямом эфире. Комитеты пока остались темным лесом, но, возможно, когда-то и они перейдут в цифру. Вместе с тем, журналистов часто не пускали на мероприятия или выгоняли с них раньше времени. Запрещали нормально фотографировать. Все это привело к появлению букв вместо имен народных избранников. И отсутствию на время их лиц в новостях.
Во многом при помощи областной думы удалось выбить деньги для приютов, где находятся бездомные животные. Только вот и здесь есть подводный камень — глава одной из таких организаций теперь идет в думу от "Единой России". Помогали в региональном парламенте спортсменам, но только в тот момент, когда были деньги. Финансы начали сжиматься, и все. Федерации снова оказались с протянутой рукой. Чуть не помер профессиональный спорт, но пока при поддержке депутатов его удалось спасти. Хотя те результаты, которые показывают футболисты, могут привести к вопросу: "А надо ли это было?"
***
Пять лет — это большой срок. Охватить все события, которые происходили в областной думе, физически невозможно. За это время депутаты провели друг с другом сотни часов на комитетах, рабочих группах, заседаниях и в поездках. И каждый может вспомнить какую-то определенную новость: битву за возвращение "Аэрофлота", появление на месте председателя маленького шестилетнего Рустама, борьбу с ЖБИ на два очка или спину Шарифулина. Но эти события, как и десятки других инфоповодов, стали лишь маленькими штрихами. Они лишь дополнили образы Ивановой, Хапочкина, Никитиной, Болотникова, Ждакаевой, Гомилевского и других. Хотя были и народные избранники, о которых просто нечего сказать. Вы не вспомните их цитаты, потому что они большую часть времени молчали. Но как и в хорошем кино у нас есть герои первого плана, второстепенные звезды и массовка. И если последняя сменится на предстоящих выборах, то вы этого даже не заметите.
Все события за эти пять лет наложились друг на друга. Мы вместе с вами снимали слой за слоем с этой картины, чтобы добраться до главного. Теперь у нас есть неделя, чтобы оценить происходившее и сделать свой выбор.