Позитивные перспективы сахалинского туризма
Туристическая отрасль в Сахалинской области переживает своеобразные времена. События последних трёх лет заставили значительно переформатироваться региональный турбизнес и наладить на работу в новых условиях.
Пандемия коронавируса 2020‑2021 годов повлияла на туристические потоки, проходящие по территории региона. 2022 год с его сложной, как это принято говорить, геополитической ситуацией тоже внес свои коррективы. Впрочем, 2022-й ещё не закончился, поэтому о его результатах говорить пока рано. Что касается прошлого года, то о его итогах
Как справляется островной туристический бизнес в непростой период, с какими трудностями он сталкивается, Сах.ком решил узнать у представителей отрасли в честь Всемирного дня туризма, отмечаемого 27 сентября.
Автор этих строк, имея некоторый опыт в туризме, в том числе работы в этой сфере, направил запросы в различные туристические компании. Однако далеко не все захотели поделиться насущным и наболевшим. Автор попытался обрисовать ситуацию, сложившуюся за эти годы в областном туризме, на основании ответов лишь троих предпринимателей, работающих в отрасли, а также исходя из собственного опыта.
В основном туризм в области завязан на остров Сахалин, в первую очередь на его южную часть. Это подтверждает генеральный директор одной из туристических компаний Александра Павлова. На данный момент у компании имеется более 40 направлений. Из них 6 топовых маршрутов, включая, пожалуй, общие для всех: маяк Анива, мыс Евстафия с Голубыми озерами, мыс Птичий и мыс Великан, бухта Тихая и водопад Клоковский с подъёмом на пик Смелый, устричная банка лагуны Буссе, Южное кольцо (Долинск — Взморье — Ильинское — Пензенское — Томари — Чехов — Яблочное — Холмск).
Северное направление мало кем развивается, поскольку это дорого, и возить туда можно только платежеспособного туриста, говорит Александра Павлова. Такой турист требователен, ему не подходит зачастую ни одна из гостиниц, которые представлены в городах севернее Южно-Сахалинска, нет ни одного приличного общепита, кроме, хоть и вкусных, но очень скромных забегаловок. Компания возит на север только в индивидуальном порядке. Например, есть желающие прокатиться до крайней северной точки острова — мыса Елизаветы. А насколько это далёкое и труднодоступное место, автор этих строк знает не понаслышке и понимает, сколько могут стоить такие экскурсии. Так что, если вы среднестатистический турист, который желает побывать в диких местах полуострова Шмидта, у вас выход один: рюкзак — вокзал — Оха, то есть своими силами. Дороговизна туров на север объясняется в том числе отсутствием инфраструктуры.
Свой комментарий по этому поводу дал предприниматель Алексей Латыпов, также работающий в сфере туризма. По его словам, в большую часть диких уголков Сахалина, особенно на севере, можно добраться "в режиме полувоенного похода, у тебя должен быть свой скарб, а в идеале КамАЗ с кунгом, где ты можешь жить. Там, на месте, ничего нет". С ним трудно не согласиться.
Туризм на Курилах тоже остаётся довольно непростой повесткой. Мало кто из сахалинских туроператоров может предложить маршруты туда. По словам Александры Павловой, планов у её фирмы на Курилы в ближайшее время нет. В первую очередь это связано трудностями достать билеты, постоянными задержками рейсов, "которые просто ломают все планы с отсылкой на прогноз погоды". Вдобавок имеются трудности с размещением, хорошим общепитом и т. п.
Автор на себе испытал прелести отъезда с Курил. Несколько лет назад он пытался сесть на теплоход на Шикотане и место пришлось выбивать чуть ли не с боем. Тогда на причале собралось огромное количество желающих отправиться на Сахалин, и после отчаливания судна некоторые так и остались на причале. Впрочем, как сказал местный житель, провожавший нас, кто хотел уехать — уехали. Правда, какой ценой: нервы пришлось потрепать изрядно с самого утра. Но нужно отметить, в текущем году власти увеличили количество авиарейсов на острова.
За эти три года резко ухудшилась ситуация с иностранными туристическими потоками в регионе. Впрочем, туристическая компания изначально ориентирована только на российских туристов, 90% которых составляли путешественники из таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Владивосток и Хабаровск, особенно зимой, говорит генеральный директор. По мнению Александры Павловой, международные антироссийские санкции только положительно повлияли на региональный туризм: "количество иностранных туристов было благополучно замещено и даже превышено", поскольку граждане России ввиду ограниченности передвижения за рубежом принялись осваивать неизвестные уголки своей страны, которые по некоторым параметрам не уступают "заграницам".
А вот для жителей островного края, которых дальневосточными пейзажами не удивишь, стала недоступной загадочная Страна восходящего солнца. Северные берега Японии прекрасно просматриваются с крайней южной точки острова — мыса Крильон — но, как говорится, близок локоток, да не укусишь. На протяжении двух пандемийных лет соседняя страна была закрыта для путешественников. По словам генерального директора еще одной туркомпании Татьяны Воробьёвой, с июня 2022 года Япония вновь стала открытой для туристов, в том числе сахалинских, но всё равно остаётся труднодоступной. Прямых рейсов в Японию с Сахалина нет. Мы уже успели забыть про те времена, когда час лёту — и ты в Саппоро, а за два часа можно было долететь до самого Токио, причём прямым рейсом. В целом из России нет прямых рейсов в Японию. Остаётся только транзит через ОАЭ или Монголию, а это дополнительное время и финансовые расходы.
Тем не менее даже при таких непростых условиях посетить Страну восходящего солнца желающие есть, говорит Татьяна Воробьёва.
Что касается туристических потоков из Японии, то, по мнению Татьяны Воробьевой, в ближайшем будущем вероятность увидеть на улицах сахалинских городов японских туристов низка. В первую очередь это связано с отсутствием удобного транспортного сообщения. Если не будет доступен авиаперелет или переезд морским транспортом максимум с одной пересадкой, японских туристов не заинтересует путешествие на Сахалин.
В недавнем прошлом действовала паромная переправа Корсаков — Вакканай, но уже несколько лет японский паром не курсирует между Сахалином и Хоккайдо. В августе 2019 года в Корсакове проводилось совещание между российской и японской сторонами с участием чиновников и представителей деловых кругов обеих стран по вопросу возобновления линии. Но паром так и не пустили. Причиной этого, по мнению руководителя туристической компании, основанного на её личных наблюдениях, является то, что паромная линия стала нерентабельной после прекращения перевозки грузов, в частности для строительства завода СПГ. Став пассажирской, линия держалась за счёт субсидирования со стороны губернаторства Хоккайдо. То, что она не окупалась, связано с малой плотностью населения Сахалинской области. По факту стоимость переезда до Вакканая морским путём приближалась по сумме к стоимости авиаперелёта в Саппоро или в Токио, причём время в пути на пароме до японского берега в разы превышало время перелёта. А ведь от Вакканая до ближайшего крупного города (Асахикава, Саппоро) надо было еще несколько часов добираться на автобусе или поезде. Что же касается любителей исключительно морских путешествий, то их было мало.
Автору неоднократно доводилось добираться до Страны восходящего солнца морским путём. Остались незабываемые впечатления. Памятна встреча в августе 2015 года на борту парома с японскими мотоциклистами, у которых вместе с сахалинскими коллегами, ожидавшими на том берегу, был запланирован бросок до северной столицы Сахалина.
Действительно, как-то непривычно на Сахалине летом без японских туристов. Автор в своё время сопровождал туристические группы из соседнего государства по острову и даже участвовал в целых научных экспедициях международного характера. А сколько совместных проектов планировалось реализовать! Остаётся только надеяться, что спадут все напряжённости в мире, как санитарные, так и геополитические, и мы по-прежнему будем дружить и ездить друг к другу в гости.
А пока, пользуясь случаем, в отсутствие избалованного иностранного туриста, следовало бы, конечно, наладить местную инфраструктуру. В частности, "здорово окультурить дороги", как сказала Александра Павлова. Под этими словами часто понимают асфальтирование лесных дорог, но и у этой идеи есть противники. Они считают, что всё нужно оставить как есть — для драйва, для сафари, "чтобы тебя в грязь окунули", как выразился как-то один областной депутат на совещании по вопросам туризма. Возможно, этим аргументом компетентные лица лишь прикрывают своё нежелание заниматься данным вопросом, который им задают постоянно местные туроператоры. Но тут поборникам идеи "оставить как есть" парирует предприниматель Алексей Латыпов, не один год проживший за границей и знающий, как устроен цивилизованный туризм.
— Эта история, что в любом направлении от Южного надо ехать на танках, как мне кажется, немного дикая, — говорит Алексей Латыпов. — Можно оставить альтернативные маршруты сафари и экстрима… А кто-то хочет проехать на полноприводном микроавтобусе. Да, он будет ехать не по асфальту, да он будет ехать с какими-то неудобствами, но всё равно не в условиях, что оторвешь колесо или где-то завязнешь и все полезут через люки, условно говоря. Нужна же какая-то грань, баланс и здравый смысл. Идея, что чем сложнее будет добраться, это сохранит природу, мне кажется, бред. В других странах добраться можно везде. При этом там чисто, ухоженно.
Последнее предложение является ключевым. Что надо сделать, чтобы на природе туристы после себя оставляли чистое и ухоженное место? В первую очередь, конечно, для этого должна быть создана нормальная инфраструктура, чтобы у людей не возникало желания оставить после себя мусор и ещё большую разруху. Должны быть всё те же санузлы. Впрочем в этом направлении уже наметилась положительная тенденция, поскольку "те санузлы, которые есть, это просто чудесно. Мы ими гордимся", говорит Александра Павлова. Это уже не те туалеты в виде каморок с ямками внизу, а вполне себе цивилизованные объекты инфраструктуры.
— А это в рамках экскурсии один из основополагающих моментов для о-о-очень большого количества туристов, — поясняет Александра Павлова.
Действительно, раз сахалинский туризм практически ничего не потерял в сложившихся реалиях, а где-то даже, наоборот, выиграл, то, используя этот шанс, следует зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. Что возможно только при условии слаженной работы как бизнеса, так и чиновничьих кругов. На данный момент в этом смысле, кажется, не всё так плохо.
— Люди едут туда, куда бы они в жизни не поехали, если бы были открыты границы. И что приятно, многие из них говорят, что выбор оказался хорошим, — делится результатами работы Алекандра Павлова.
Звучит отрадно, ведь туризм, судя по всему, призван стать в сложившихся условиях одним из двигателей региональной экономики. Что ж, хочется верить, островной туризм будет показывать себя в дальнейшем только с лучшей стороны. На этой позитивной ноте хочется поздравить всех причастных с профессиональным праздником — Всемирным днём туризма.