"Рассказ служанки": свобода для и свобода от. Сахалин.Инфо
11 сентября 2024 Среда, 14:33 SAKH
16+

"Рассказ служанки": свобода для и свобода от

В кино, Weekly, Южно-Сахалинск

Сериал "Рассказ служанки" — тот особый случай, когда проект в свое время очень громко выстрелил, был открытием в своем жанре, а с последующими сезонами как-то незаслуженно ушёл на второй план в сериальной индустрии. Первые два сезона при всех их бесчисленных достоинствах все-таки ориентировались на первую экранизацию романа Маргарет Этвуд, которую снял Фолькер Шлендорф в 1989 году, и унаследовали ее неспешность повествования. Все это созерцание того, как привычный мир может стремительно, легко и просто разрушиться, как карточный домик, и все былое кажется уже нереальным — "будто сочиняешь"... Автор книги подробно описывала тоталитарный теократический режим, переиначивающий Ветхий завет (да и христианство в общем плане), и начало романа сразу излагает суть республики Галаад, которая выросла с молчаливого согласия на территории США и которая всем даровала свободу от. Свободу от выбора, свободу от частной жизни, имущества, образования, увлечений, чтения и письменности и много еще от чего. Шлендорф, вооружённый сценарием нобелевского лауреата Гарольда Пинтера, смог в 109 минутах передать этот завораживающий крах современного мира (и того, что может вырасти на его месте). С потрясающим визуалом и проникновенной музыкой.

"Рассказ служанки" (сериал, 2017‑2022, идет 5-й сезон)

The Handmaid's Tale

18+

Платформа: Hulu, More (в России)

Шоураннер: Брюс Миллер

В главных ролях: Элизабет Мосс, Ивонн Страховски, Энн Дауд, О. Т. Фагбенли, Мадлен Брюэр, Макс Мингелла, Джозеф Файнс, Самира Уайли, Аманда Бругел, Брэдли Уитфорд

Нельзя сказать, что шоураннер сериала Брюс Миллер пришел на все готовое. Но все-таки первые два сезона создатели практически не отходили от "канона" — они представляли собой подробный конспект трагического быта в обществе, где у женщин больше нет никаких прав, зато есть обязанности: фертильные "служанки" обязаны рожать, "тетки" — их культивировать, "жёны" — хранить очаг и не перечить, "марфы" и "эконожены" — выполнять всю остальную работу. Потом повествование сериала начинает несколько сбавлять обороты и сглаживать углы. Да и если начать смотреть "Рассказ служанки" с первого сезона сейчас, то он уже не шокирует так сильно, как во времена выхода пилотной серии в 2017 году. Человек думающий теперь так живенько может себе представить, как легко подменяются понятия и быстро реализуются дистопические сценарии в жизни.

Странно, что когда в третьем сезоне главная героиня начинает бунтовать, ее власть перестаёт быть пассивной (из женщины, которая может родить, она превращается в женщину, которая может убить), а в сериале начинает что-то происходить, появляются новые глубокие и неоднозначные персонажи, меняются локации и наращивается общий темп — аудитория стала убывать. А зря.

Сейчас, когда выходит уже пятый сезон, "Рассказ служанки", как никогда, убедителен в своих амбициях. Наконец-то раскрывается тема, что любой геноцид, репрессии, радикальные идеи не сдержишь границами на карте. Намёк на это есть на первых страницах книги, когда нам приводят речь Тетки Лидии: "Республика Галаад не знает границ. Галаад — у вас в душе". В пятом сезоне это буквально показано. Как мы помним, главная героиня Джун все-таки вырывается из Галаада, прихватив заодно его главный ресурс. Но при этом Галаад она не может вырвать из себя, что делает ее почти монстром. Более того, Галаад метастазирует в ткани тела благополучной Канады, где некоторый процент населения, в том числе очаровавшегося образом харизматичной Серены — примерной жены Галлада, начинает поддерживать этот строй и его доктрины. Серена же как истинный идеолог свой республики находит новые пути для пропаганды. Настолько действенные, что их сразу прибирают к рукам командоры (а зрителю предлагается исследовать еще одну проблематику — как заявить о себе и своих неординарных способностях, если ты женщина в сугубо патриархальном обществе). Психология человека лабильна, гибка, и в первых сериях пятого сезона просто и ёмко показана, как, казалось бы, столь неповоротливая система, которой управляют фанатики и психопаты, начинает зарабатывать очки у обычных, далеких от консервативно-ортодоксальных учений граждан.

Плюс в сериале начал проявляться черный юмор, стеб над судебными и бюрократическими реалиями. Описать одну из таких сцен будет жирным спойлером, но при должном внимании у зрителя она может разойтись на цитаты и мемы (та самая, которая про штраф в 88 долларов, который можно оплатить онлайн).

Конечно же, создатели не забывают про визуал, если вы вдруг допустили такую мысль из-за того, что действие теперь в основном разворачивается в Канаде. Во второй серии зрителя ждёт сцена пышных похорон в Галааде. С точки зрения композиции, цветового решения, музыки, общей эстетики эта сцена идеальна.

Опять очень много экранного времени уделяется нравственным терзаниям главной героини, ее психологическому надлому, чувству вины, которое порой переключается на ярость. В этот раз, кажется, создатели немного переборщили — оттянув все внимание с других интересных персонажей на Джун. Точнее, на противостояние Джун и Серены — да, и в этом сериале наш ждёт схватка двух сильных женских характеров, где, очевидно, будет все. Главное, чтобы сценаристы не перегнули это до гротеска, как в случае с персонажем Джанин — помимо способности к деторождению она еще, похоже, и неубиваемая. И из-за таких огрехов есть опасения за дальнейшую судьбу сериала.

Но будем надеяться, что "Рассказ служанки" сумеет удержать свою планку. Потому что такие сериалы и такие книги сейчас нужны как никогда — они помогают обращать внимание на какие-то мелкие нюансы в общественном сознании. 8/10

Подписаться на новости