"Треугольник печали", где столкнулись Balenciaga и H&M
В массовом прокате необычайно тихо, мимо российского зрителя по понятным причинам прошли такие громкие новинки, как сильное и стильное заявление "Амстердам", камерный триллер/хоррор про классовую ненависть "Меню" и всякая сентиментальная, слезовыжимательная супергероика типа "Ваканды навеки". Поэтому, честно говоря, шокирует, что до нас добрался новый фильм Рубена Эстлунда — режиссёра, который даже в своем формате — "неформат". В хорошем смысле.
Triangle of Sadness
18+
Швеция, Франция, Великобритания, Германия, Турция, Греция, США, Дания, Швейцария, Мексика, 2022
Режиссер: Рубен Эстлунд
Жанр: драма, комедия
В ролях: Харрис Дикинсон, Чарлби Дин Крик, Вуди Харрельсон, Златко Бурич, Ханна Ольденбург, Мальте Гордингер, Долли Де Леон, Алисия Эрикссон, Каролина Джиннинг, Сунньи Меллес
И произведения Эстлунда не опишешь стандартно: "вот здесь у нас сюжет, здесь источники вдохновения, тут кульминация, развязка и блистательный актерский состав". Так можно было бы обозревать вышеупомянутое "Меню" Марка Майлода, а "Треугольник печали" все же немного про другое и по содержанию, и по форме. Хотя начинаются они со схожей стартовой позиции — мир высокой кухни и мир высокой моды. Но Эстлунд эстетику "фэшн из май профэшн" сразу жестоко обстебывает. Именно в этой части фильма идет шутка про "Баленсиагу" и "Эйчик", намекая, что весь фильм будет построен на противопоставлении, непреодолимой социокультурной пропасти между героями повествования. Кстати, тут же идет и расшифровка названия фильма. И жирные намеки зрителю в виде лозунгов в одной из сцен: "Все равны", "Любите сейчас", "Цинизм, прикидывающийся оптимизмом".
Впрочем, режиссёр быстро переводит акцент с общего на частное, приводя достаточно уморительный (хотя, по сути, и печальный) диалог между парой, где затрагиваются темы гендерных ролей в бытовом поле — кто должен платить в кафе. Что даже вызывает чувство дежавю и ностальгии одновременно — такие темы не раз возникали на нашем форуме, вот прямо в тех же фразах и доводах. Видимо, это до сих пор остаётся животрепещущим вопросом безотносительно страны, строя, воспитания, менталитета и культурного багажа.
Но все равно это пролог. Как и вторая глава фильма — суть "Треугольника печали раскрывается ближе к ее концу, более — в третьей главе "Остров", где Рубен Эстлунд пытается построить изнеженному современными реалиями массового кинематографа зрителю геополитику в миниатюре. И получается у него это отлично. Но отдать должное, в этом он обязан таким харизматичным актерам, как Вуди Харрельсон и Златко Бурич, где эти рассуждения их персонажей о марксизме и сути бытия дают необходимую тональность и настрой для развязки истории, которая для внимательного зрителя будет очевидна.
Резюмируя все вышесказанное — Эстлунд в очередной раз не подвёл и явил публике глубокую и многогранную историю с пространством для размышления. Истинное нескучное кино для нескучного зрителя. 8/10
Билеты можно приобрести на