Серебряная пуля
Вчера праздновало свой 11-й день рождения одно из самых загадочных подразделений в системе МВД - служба собственной безопасности. Статус "милиции в милиции", фильмы и сериалы, нашумевшая охота на "оборотней в погонах" покрыли их работу романтическим флером. Проверить, что из увиденного по ТВ правда, я решил, поговорив с начальником Отдела собственной безопасности УВД Сахалинской области подполковником Владимиром Романчуком.
Под контролем десяти оперативников отдела - все сотрудники милиции в области, а с недавних пор - еще и Федеральная миграционная служба.
В тавтологического оттенка определение работы ОСБ - "по обеспечению собственной безопасности" входит три направления. Лично для меня стало сюрпризом, например, что отдел обеспечивает защиту милиционеров и членов их семей в случае всяких угроз, связанных со служебной деятельностью. В системе МВД продуман целый алгоритм действий на этот случай. "Рулит" процессом защиты как раз ОСБ, привлекая по необходимости разные подразделения - от участковых до ОМСН (бывшего СОБРа) и предлагая различные защитные мероприятия.
- Наш регион "щадящий" в плане угроз сотрудникам милиции, - говорит Романчук, словно предвосхищая мой нетерпеливый вопрос "кого и как часто защищали", - на Северном Кавказе или в центре ситуация драматичнее. У нас были единичные случаи угроз сотрудникам, несущим службу на улице - ППС, ГИБДД. Они непосредственно, охраняя общественный порядок, контактируют с "негодяями", которые, нарушив закон, в порыве ненависти говорят милиционерам "я тебя в темном углу…".
Как пример - нарушитель правил дорожного движения пообещал инспектору ДПС "разобраться". Тот обратился в ОСБ, провели мероприятия "профилактического характера" - по словам подполковника, за этой многозначительной фразой был всего лишь визит участкового, который объяснил дебоширу, что милиционерам угрожать нельзя, а убивать - тем более. Проблема была снята - нарушитель даже извинился. Как ни досадно было мне как журналисту - все примеры в нашем тихом "захолустье" были примерно такими. На уровне профилактики разрешали все вопросы, физическая защита, погони и стрельба ни разу не понадобились, уверил меня Романчук.
Второе направление работы - "предотвращение проникновения в органы людей с преступными замыслами" - специфично. Оно целиком подпадает под "закон об оперативно-розыскной деятельности", сведения об этом "пресечении" пришлось вытаскивать из осторожного в словах подполковника чуть ли не клещами. Это - оперативная работа с претендентом на стадии подачи документов в отделы кадров. Проверка связей, родных, даже "направления мыслей", как выразился Романчук. Если достаточно глубокая проверка не показала ничего предосудительного - решать о приеме будут кадры. Если соискатель раньше привлекался как обвиняемый или "свидетель", которого сделали таковым из потенциального подсудимого для закрепления обвинения, человека "завернут". Практически - когда с такими начинали разговаривать официальные лица, горе-претенденты сразу убегали. Как оказалось, попыток "шпионского" проникновения в органы с корыстной целью вообще не было:
- В основном шли те, кто просто заблуждался, что им можно сюда идти.
К сожалению, пресечь появление "в рядах", особенно на рядовых должностях, "на земле", людей, мягко говоря, с невысоким интеллектуальным и моральным уровнем, "благодаря" которым все чаще хают всю милицию, ОСБ не в силах. Максимум - подготовят справку о нежелательности, решать будут все те же кадры.
Кстати, работа отдела в плане "пресечения" не ограничивается приемом на работу. При перемещении милиционеров на должность повыше, при занятии руководящих постов их тоже "просвечивает бдительное око ОСБ" - готов ли он, не "оброс" ли ненужными связями.
Ну и третье поле деятельности, рутинное, то, что у всех на слуху - выявление правонарушений и преступлений, совершенных сотрудниками милиции и ФМС.
Поступившую в отдел информацию - в заявлениях граждан или полученную оперативными методами - проверяют, чтобы "подтвердить или опровергнуть".
По последним приказам и инструкциям ОСБ должно предотвращать правонарушения среди милиционеров на ранней стадии. Другими словами - зорко следить, выявлять ненужные движения и тенденции и профилактически влиять на потенциальных преступников.
- Мы не даем "подгнить", - образно выразился Романчук, - как только появилась информация, можно было бы сделать паузу, чтобы взять его "под белы рученьки", но мы лучше предотвратим.
Историческая справка: первые подразделения по работе с личным составом были созданы 28 февраля 1924 года приказом ОГПУ, а приказ НКВД СССР в 1939 году утвердил аппарат особоуполномоченных, в обязанности которого входили проверка и расследование дел о сотрудниках ведомства. По мере разрушения тоталитарной системы политические и экономические реформы опережали правовые преобразования. Проблемы в законодательстве создали благоприятную почву для обстановки безнаказанности в системе ОВД. Это привело к тому, что 18 декабря 1995 года в структуре МВД России было создано Управление собственной безопасности.
Простые цифры: среди 357-ми проступков, выявленных среди "контингента" за 11 месяцев этого года, треть - работа ОСБ. Они "спрофилактированы", были применены дисциплинарные меры. Это случаи - мелких, незначительных нарушений. Например - сотрудник, проводя проверку, нарушил срок на сутки. Причины неважны - проступок есть, закон нарушен, меры примут.
Есть среди выявленного отделом вещи посерьезнее. Например - 11 фактов сокрытия преступлений от учета. За это могут и уголовное дело возбудить. Еще - нарушения "Закона о милиции". Если, скажем, задержанного "подталкивали", гоня пинками в УВД.
Совсем тяжелые проступки, подпадающие под "состав преступления", не часты. В этом году, говорит Романчук, им даже удалось снизить их число до 17-ти вместо 24-х прошлогодних. Среди них - 7 случаев "превышения должностных полномочий", 6 - "злоупотребления должностными полномочиями" и 2 факта получения взятки. "Мздоимцами" были сотрудники ДПС, уголовные дела по ним передадут в суд. Еще два случая "злоупотребления" сейчас в прокуратуре, решается вопрос о возбуждении дел. В них подозреваются милиционеры с полномочиями, которые они нарушили с целью личной выгоды. Проще говоря - что-то разрешили или зарегистрировали за деньги. То, за что чаще всего ругают милиционеров.
В поле зрения ОСБ попадает немало офицеров с солидными должностями. Командный состав - от майора до полковника - также попадает в поле зрения ОСБ, как правило, по той же трети, "профилактической". На памяти Романчука уголовных дел в отношении офицеров с таким званием на Сахалине не было, чаще всего в "жернова закона" попадают лейтенанты, капитаны - так называемый "инспекторский состав".
В этом году уже осудили 10 милиционеров по уголовным делам прошлых лет, и одного сотрудника по "свежему", простому делу - за ДТП. В прошлом году цифра была "покруче" - 13. Случаев тяжких преступлений - убийств, грабежей, по словам Романчука, не было давно.
Подполковник не скрывает: сделано немало, но надо больше. "Определенные", как он деликатно выразился, трудности связаны с многим. Это и нехватка соответствующих кадров. По словам Романчука - надо минимум вдвое больше. Другая беда - парадоксально, но ОСБ существует только в Южно-Сахалинске. Представители всех других подразделений, хотя бы по одному человеку, есть в составе УВД районов, а "собственной безопасности" приходится на каждый случай "в глубинке" срочно выезжать. Такая недоработка - системная, во всей стране действует этот странный порядок. И все это - глобально, не говоря уже об оснащении, технике…
Работа отдела связана с потенциально немалым риском - все обнаруженные "негодяи" были милиционерами, следовательно - вооружены. Все факторы перед задержаниями тщательно просчитываются, но пока Бог миловал, "без единого выстрела работаем", смеется Романчук. Не было и "легендированных внедрений", которые так любят показывать в кино. Здесь уже работает специфика области - все друг друга знают, хотя если такая необходимость возникнет, и спеца "из центра" пришлют, и операцию проведут позакрученней сериальных.
В завершение Романчук сказал, что по телефону 789-232 каждый может позвонить и сообщить о подозрительном поступке человека в погонах. Также это можно сделать по номерам 789-691, 789-214.