Стрелочник. Сахалин.Инфо
19 июня 2025 Четверг, 17:47 SAKH
16+

Стрелочник

"Антилюк", Спецкор, Weekly, Общество, Южно-Сахалинск

В Южно-Сахалинском городском суде начался процесс, который может стать прямой иллюстрацией народной мудрости "закон что дышло". С небольшой поправкой текста, не меняющей его сути: "куда повернешь…". Идет рассмотрение уголовного дела по обвинению старшего мастера "Тепловых сетей" Юрия Дмитриенко в гибели 9-летнего Андрея Попова.

Этот дичайший случай потряс год назад весь Сахалин. Вечером 14 декабря возвращавшийся из школы с друзьями мальчик, заигравшись, не заметил открытого люка колодца теплоцентрали. Подобных случаев были десятки, они до сих пор происходят с пугающей регулярностью, но в тот раз случилась трагедия: камера теплообменника была заполнена кипятком. Получив тяжелейшие ожоги 100% кожи, Андрей через день в страшных муках умер в реанимации городской больницы.

Беда и боль в те дни коснулась очень многих южносахалинцев. Люди были потрясены тем, какой нелепой и дикой может быть смерть. Какая тонкая грань отделяет нас от гибели в родном городе. Десятки людей пытались помочь Андрюшиной семье. Больше двух тысяч человек из всех уголков Сахалина, не задумываясь, поставили свои подписи под обращением к властям: "наказать виновного в смерти мальчика и навести порядок с люками". Общественный резонанс был воспринят "государевыми людьми" своеобразно…

Уже через несколько дней городская прокуратура возбудила сразу два уголовных дела - по 293-й статье УК (ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, повлекшее смерть человека) и 109-й (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Что интересно - дело по первой статье тихонько кануло в лету - виновных должностных не нашли… К расследованию дела по 109-й приступил следователь Николай Черняков.

По словам адвоката Юрия Дмитриенко Лидии Рощупкиной, дело "шито белыми нитками":

- С самого начала, когда я подключилась к делу, следователь не скрывал, что им нужен "крайний". Мне предлагали, чтобы Юрий Иванович признал свою вину, тогда его сразу амнистируют. Но он - глубоко честный, принципиальный человек и никогда не согласится признать себя виноватым в том, чего не совершал. Следствию был нужен виноватый, и неважно, виновен он или нет.

Дмитриенко настоял на суде. Он верит в правосудие. А обвиняют старшего мастера, 42 года проработавшего в "Тепловых сетях", имеющего десятки государственных и ведомственных наград за самоотверженный труд и грамот столько, что "стену можно оклеить", в том, что он в нарушение своих должностных обязанностей не проводил осмотры состояния колодцев. Такие обходы каждого теплоузла совершаются по графику примерно раз в неделю. Рейд должен был состояться на роковой 17ТК-3 1 декабря. Формально следователь прав. Не обошел - виноват, но: Николай Черняков даже не попытался разобраться, почему бригада мастеров так и не попала на "птицефабрику". А причин, не зависящих от работяг, сразу несколько.

С самого начала отопительного сезона все техники диспетчерской службы "Сетей" занимались только одной работой - наладкой подключения. Каждый день, с утра до вечера, они латали сотни порывов в изношенных до предела трубах. Они делали это по приказу начальства, обсуждать который или требовать письменного подтверждения им и в голову не пришло - а как может быть иначе?! Если город не подключить, если не устранить дырки в ветхих сетях, из которых ключом бьет горячая вода - замерзнут люди. Поэтому из запланированных с октября по январь 63-х обходов по всему Южно-Сахалинску было сделано всего 9…

Другое дело, что выделить одного или двух человек для осмотров колодцев было можно, если бы штат техников был укомплектован полностью. В штатном расписании зияет дыра. Из 22-х человек в диспетчерской службе всего 11. Юрий Иванович говорит, что получают у них рабочие 14-16 тысяч. Деньги хоть и небольшие, но по сравнению с ЖЭКовскими десятью-одиннадцатью - "почувствуйте разницу".

Последний раз тот самый колодец осмотрели 1 ноября. Люка на нем не было уже очень давно, из-за нехватки кондиционных крышек большинство камер традиционно прикрывают квадратами листового железа. Их так же рутинно крадут на "чермет"…

В материалах дела есть информация о том, что Дмитриенко докладывал о срывах обходов начальнику диспетчерской службы Мешкову, а тот обязан был известить об этом начальника ПТО Водянова. Но бригаду техников все равно слали на порывы.

Одна из главных причин трагедии - то, что та самая ТК3 не соответствовала пунктам 3.8.2 и 2.24 Правил техники безопасности Министерства топлива и энергетики РФ. В ней обязательно на высоте полутора метров должны быть решетчатый настил, перила вокруг него и лестницы. Это нужно не только для работы, но и чтобы любой упавший туда человек имел шансы остаться целым и невредимым. Падение даже на сухой бетонный пол, увитый железными трубами с высоты почти 3-х метров - суровое испытание. Андрюша попал в кипяток… Люди, мгновенно прибежавшие на помощь, несколько роковых минут просто не могли дотянуться до него. Что интересно: в марте прошлого года камеру сильно повредили проходящим бульдозером. Для ремонта был составлен чертеж, красиво нарисованный на листе мелованной бумаги. В нем есть все, что положено - и площадка, и перила… После ремонта камеру должны были принять и составить акт - начальник ПТО, замначальника по эксплуатации, начальник цеха, ремонтировавшего ее и начальник диспетчерской службы. Почему ТК, которую хронически заливало грунтовыми водами, в которой не было никаких положенных приспособлений для безопасности, продолжала спокойно работать - узнать не получилось. Лично разговаривать со мной главный инженер Грищенко не стал - "без комментариев, все через пресс-службу". Пресс-служба "Сахалинэнерго" заявила, что все скажет суд.

Сейчас в Южно-Сахалинске, по данным "Тепловых сетей", из 1200 камер не оборудовано площадками обслуживания 35%. То есть - 420 тепловых узлов! Многие из них заливаются водой. Раскаленные трубы, нагретые почти до ста градусов, заставляют ее практически кипеть. Падение в такую камеру равнозначно смерти. Почему их не приводят в соответствие правилам - еще один вопрос, на который не нашлось ответа. Позволю себе предположить - это очень дорого, а денег как всегда не хватает. И за это пришлось заплатить жизнью 9-летнего мальчика.

Вполне логичный вывод - не можете привести в порядок камеры, так хоть закройте их крышками, а не кусками железа, которые сдвигают проезжающие машины и воруют бомжи! Пробежавшись по интернету, нашел несколько предложений. Чугунные крышки от 60 до 140 килограммов весом, вместе с конструкцией, в которую его опускают - от полутора тысяч рублей. После событий 14 декабря городские власти зашевелились - было куплено несколько сот крышек, остальные люки более-менее оперативно закрывают все теми же квадратами железа. Что сделали энергетики - неизвестно. А дети продолжают падать, в самые разные колодцы. К счастью - за три месяца нового отопительного сезона таких случаев еще не было…

Но вернемся к Дмитриенко. Прихотью слепой Фемиды он стал именно тем, чьего появления так боялись все, знавшие о трагедии. "Стрелочником", "сантехником дядей Васей". Те неувязки в деле, о которых я написал - лишь самые явные, возмутившие адвоката и обвиняемого. Есть еще странная возня вокруг должностных инструкций, незнание и несоблюдение которых ставят Юрию Ивановичу в вину. Есть рапорт об обходе ТК3 2 декабря, который его попросили составить уже после 14-го "задним числом". В показаниях начальник диспетчерской службы Мешков говорит, что "рапорт написали по просьбе Грищенко". А уже в обвинительном заключении этой записи нет - она загадочно исчезла, и начальник утверждает, что ничего об этом не знает. Согласно указанию от 1 мая 2005 года № 135-у, ответственными за организацию и осуществление производственного контроля были назначены Грищенко и начальник ПТО. Уже они должны были найти ответственных за осуществление контроль на опасных производственных объектах из "руководителей и специалисты структурных подразделений отдельными приказами".

Однако такой приказ, в котором Дмитриенко назначался отвечать за 2-й тепловой район, причем только в отсутствие начальника этого подразделения Кима, появился только 16 февраля.

Почему в такой ситуации, когда даже формально ответственных "по бумагам" найти невозможно, когда в деле масса противоречий, когда обвиняемый просто физически не мог делать то, что ставят ему в вину, Юрий Иванович оказался на скамье подсудимых - непонятно. Прокуратура комментировать свои действия тоже отказалась…

Ходатайство адвоката Рощупкиной о прекращении дела ввиду отсутствия в действиях Дмитриенко состава преступления было отвергнуто.

Процесс продолжается. Начальник диспетчерской службы Мешков уже дал показания, в которых не скрывал, что по приказу начальства все техники были на опрессовках и порывах. Они просто физически не могли делать обходов, руководство было в курсе…

Мы следим за развитием событий.

Подписаться на новости