ДАГУН убьют и воскресят. Сахалин.Инфо
28 марта 2024 Четверг, 20:25 SAKH
16+

ДАГУН убьют и воскресят

Спецкор, Weekly, Политика, Общество, Южно-Сахалинск

Новость о назначении Аркадия Арчакова главой Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью Южно-Сахалинска вызвало очень неоднозначную реакцию у наших читателей. Наш корреспондент выяснил в разговоре с новым вице-мэром некоторые подробности его широко обсуждаемой жизни и вполне революционные планы перестройки ДАГУН.

Д.Х: Аркадий Владимирович, это интервью интересно для нас по нескольким причинам. Первая - все, что связано с ДАГУН, окружено слухами и недомолвками. практически с первого дня работы новой администрации начались разговоры о коррупции и взятках. Кроме того, фигура вашего предшественника на этом посту, с которым связан сильнейший скандал. Да и другие ваши предшественники, которых было уже три человека, проводили на посту всего месяц-другой. Еще одна причина - тот резонанс, который вызвало (на форуме Sakh.com) ваше назначение. Честно говоря, я не припомню в последнее время, чтобы форум так яростно набрасывался на кого-либо...

А.А: Я вам сейчас объясню. Наверное, вице-мэр - коренной южносахалинец, такой молодой, - я первый. Если заметите - у нас местных нет людей. Я первый, кто здесь вырос и родился. И назначен не и.о., а вице-мэром, причем с такими широкими полномочиями. По сравнению с другими вице-мэрами у нас самый большой департамент, и все, что ведется в городе - недвижимость, дороги, практически все на нас, и вода сейчас. А резонанс... Я думаю, как у Карнеги: "Никто не пинает дохлую собаку". У кого-то какие-то обиды. Я не отрицаю, что человек я прямой, очень спокойно могу со всеми разговаривать, но выражаю свои мысли всегда прямо и искренне.

А что касается... Я прочитал форум только на четвертый день, специально не читал, чтобы не расстраиваться. Задач поставлено много, я был в свое время с обеих сторон баррикад: работал здесь, потом занимался недвижимостью, теперь снова здесь. По всем недочетам, которые здесь были и сейчас есть, решительные шаги уже начал делать. Уволен по собственному желанию начальник отдела управления муниципального заказа Пак, готовится еще ряд кадровых перестановок. Мы расширили прием, если раньше здесь очередь была почти в сто человек, сейчас мы перенесли кабинет в другой подъезд на первый этаж, увеличили количество людей, которые сидят на заявках, сделали четыре человека вместо двух. Еще двоих добавили из управления архитектуры и из отдела расчетов.

По статистике, у нас на "первичном предоставлении" эффект был всего 5%. Это когда человек приходит получать участок, с заявкой об отводе, у нас получается, что вся машина ДАГУНа работала с эффектом всего в пять процентов. Конкретно по земле. А остальные 95% - какая-то внутренняя переписка. То есть человек подает заявку, а мы не можем ее не принять. Были люди, которые просили участок под кафе на площади Ленина... Сразу отказать не могли. Сейчас у нас будет сидеть специалист управления архитектуры "в приеме". Согласно правилам застройки Южно-Сахалинска, строительному регламенту будет вести отсев. Допустим, у нас здесь общественно-деловая зона города, а вы хотите построить автосервис. Это запрещено, ваша заявка автоматически не принимается. Раньше вашу заявку рассматривали бы месяц,человек бы ходил, писались документы. Теперь мы все это купировали. И еще будем смотреть по линиям регулирования застройки, куда нельзя "залазить". Кроме того, не будут приниматься заявки от людей, у кого есть задолженности по платежам аренды, и с сегодняшнего дня увеличиваем количество людей на выдаче, был один, будет двое. У нас скопилось достаточное количество договоров, которые лежат здесь, люди приходят, видят очередь, разворачиваются и уходят.

И я дал поручение бухгалтерии и финансовому отделу: наверное, со следующей недели мы будем принимать оплату за изготовление договора здесь, у нас. Чтобы люди не стояли в сберкассах. Просто я представляю, какой круг надо пройти человеку, когда он идет "по бумагам", с какими уставшими глазами он приходит за договором...

Да, еще: отменены все благотворительные фонды. Больше не будет никаких пожертвований. Но мы изменили вот что: по закону допускается уступка права аренды, то есть мы понимаем, что это скрытая продажа участков. Если раньше у нас была единая ставка для юрлиц и для граждан в 30 тысяч, таким образом ДАГУН участвовал на вторичном рынке земельных участков. Сейчас для граждан будет 10 тысяч, для организаций - 100. Потому что цену участков мы там прекрасно знаем...

Когда я пришел (показывает на стол в углу кабинета. - Д.Х.), он был завален конвертами с соглашениями о благотворительных взносах, мы их все вернули обратно, люди не стали платить.

Д.Х.: Нас уверяли чиновники, что на взносы из этих фондов делается благоустройство, покупаются урны. Получается, городу теперь не видать этих денег? Как вы оцениваете в целом ситуацию с возникновением этих фондов, потому что из-за них было очень много шума?

А.А.: Судя по всему, ошибка была в том, что эти взносы были непрозрачными и у людей сформировалось мнение, что кто-то это берет или на карман себе, или куда-то еще. Вы же знаете, у нас люди способны довыдумывать то, что им говорят, домысливать, порой не в лучшие стороны. Ситуация в городе с благоустройством сложная, но мы приняли решение работать сейчас с крупными застройщиками, то есть с теми, кто будет покупать с аукционов за большие деньги земельные участки. Ближайший у нас 18 числа состоится, мы продаем 27 гектаров, там начальная цена уже 1 миллион 200 тысяч долларов - достаточно большие деньги для благоустройства, для города. И главное, эта задача поставлена мэром - будет проведена инвентаризация земли по городу. Мы планируем по ее результатам порядка 5-6% земли, которую не используют по договорам аренды, в соответствии с Земельным кодексом, изымать.

Д.Х.: Это пустующие земли?

А.А.: Самое интересное, что эти земли сейчас не используются никак, и зачастую еще и есть задолженность по арендной плате. Сейчас будет создана комиссия из 6 человек. Мы покупаем для ДАГУНа маленький автобус, там будут представители всех подразделений ДАГУНА, чтобы была единая картина при комиссионном обследовании, будет представитель службы по использованию и охране земель, и все участки, которые будут изъяты, мы будем переводить на муниципальные предприятия, а оттуда уже выставлять на торги. Мы этим сократим срок формирования участка и наконец удовлетворим спрос на землю. По причине того, что подход по формированию земельных участков у городской администрации был мягко говоря, неверным и у чиновников не было причин проявлять рвение - лежит бумага, например у энергетиков месяц, а ему все равно. Выставим участки на торги, думаю и цены на землю в городе упадут, и серьезным компаниям будет привлекательно приходить. Может, удастся и цены на жилье снизить. Ведь она формируется и из цен на участки, как бы он не был получен - по конкурсу или нет. Опять же - те, кто сейчас застраивают, большинство берут участки на вторичном рынке, а город в этом не участвует. А ситуация должна меняться...

Сейчас будет назначен новый начальник управления муниципального заказа, он уже занимал этот пост, очень грамотный специалист, мы с ним работали. Сейчас мы, скорее всего, часть конкурсов, которые были проведены в муниципальном заказе, будем отменять. Они были проведены с нарушениями.

Д.Х.: Это напоминает мне работу, развернутую ДАГУН с приходом нынешней команды. У меня сложилось мнение, после конфликтов с "Новостью", вокруг некоторых казино и других предприятий: приходят к ним люди из мэрии, заставляют отдавать здание, ссылаясь на то, что при прежнем мэре все сделано было незаконно. Подают в суд, забирают здание и отдают его нужным людям...

А.А.: Нет, у нас так не будет. По капитальным объектам я вообще такого не планирую. По договорам аренды муниципального имущества пересматриваться пока ничего не будет. Но по земле, когда у нас идет первичный договор, для проектирования - он на год. А люди их держат по пять-шесть лет, не строятся. Ждут, когда вырастут цены - продать и забыть. А есть реальные люди, которым просто не могут дать участок. Допустим, хотят у нас сделать очень красивое детское кафе. Я видел предпроектную документацию, и мы нигде не можем разместить: тут один расположился, тут другой. А когда появится место в городе, после инвентаризации - мы с радостью предоставим место для каких-то оригинальных проектов. Надо же думать о городе, а то все одинаковое, а красивое не пробивается из-за этой стены. И сейчас перспективные участки, вроде улицы Железнодорожной, уже разобрали. Когда ее заасфальтируют, земля там сильно подорожает.

Я сейчас предупредил и управление архитектуры, и отдел земельных отношений, что вопрос будет очень серьезно стоять, если будут поступать сигналы о каком-то "мышковании", то вплоть до увольнения, это не вопрос вообще. С мэром согласовано, потому что ситуацию надо менять кардинально. Все знают, сколько надо заплатить риэлтору, чтобы он пришел сюда... У нас есть прием граждан, спокойно пришли, без очереди встали. Мы еще хотим в субботу сделать прием, посмотрим до конца рабочей недели, как пойдут люди. Думаю, для работающих это будет очень удобно, а то они вынуждены пользоваться услугами риэлторов, оплачивать какие-то доверенности непонятным людям.

Д.Х.: Скажите, идя в ДАГУН, вы осознавали, что это место стало практически синонимом коррупции в городе? Как вы оцениваете ситуацию, поглядев "изнутри"?

А.А.: Думаю, что все это время ДАГУН работал по каким-то срочным делам, чьим-то, может быть, интересам. Может быть, кто-то из моих предшественников преследовал свои цели. Но системного подхода не было. Я думаю, что именно сейчас это все порешается. Станет видно, кто пришел в ДАГУН работать на благо городу, кто - для своих интересов.

Д.Х.: А вы понимаете, что если вы сейчас "наступите на горло" чьим-то интересам, это может им не понравиться?

А.А.: Потому, что мои предшественники были люди не местные, может быть, у них не было чувства моральной ответственности за людей в том городе, где ты живешь. Я знаю прекрасно жалобы, которые поступали на ДАГУН, сам сталкивался здесь с проблемами. Это жуткая "забюрокраченность", когда вещи, регламентируемые законом, приобретают у нас такие жуткие формы, что их надо искоренять жестко.

Д.Х.: Получается, что единственная ваша мотивация - патриотизм? Насколько я знаю, вы человек не бедный?

А.А.: По сахалинским меркам я достаточно состоятельный человек.

Д.Х.: То есть вы пришли сюда не за зарплатой?

А.А.: Когда я уходил отсюда, я думал: надо обязательно когда-нибудь вернуться. Потому что на тех позициях, на которых я был, я не мог кардинально менять те процессы, которые происходили в ДАГУН. А сейчас я вышел с предложением к мэру, со своими позициями. Я сделал предложение по реструктуризации ДАГУНа, так я и вернулся. Надеюсь, что ввиду того, что я человек решительный, я это дело до конца доведу. И никто, если вы заметили, на форуме, не сказал, что я обещания свои не держу.

Д.Х.: Зато там, я помню, сказали о скандале, когда вы находились здесь, при Распутняке. О побуждении к взятке, из-за чего вам пришлось уйти. Что это?

А.А.: Это были интересы группы предпринимателей, которая хотела сделать скандал. Написали жалобу, на имя мэра. Но никакие факты не подтвердились. Воспользовались на тот момент личным отсутствием Сидоренко, пытались ввести в заблуждение Распутняка. На самом деле ничего не было, есть и записки служебные, я дал объяснительную, что факты, которые были изложены в этом скандале, абсолютно не подтвердились. И уходил я оттуда абсолютно не из-за этого. Потому, что я понял, что вырос из той должности, не увидел роста для себя. Я очень четко представлял себе, как все должно быть, я создал коммерческие структуры, в которых работал до прихода сюда. Сейчас я не являюсь владельцем ни одной компании, я все доли продал. Можете сделать запрос в налоговую... У меня есть снегоход и квартира, все.

Д.Х.: Скажите, а стройка во дворе дома на Компроспекте, 74? Откуда на форуме упреки в этом?..

А.А.: Нам заказывали провести общественные слушания, когда я еще здесь не работал. Мы это сделали, получили деньги - коммерческая деятельность была. Насколько я знаю, в этом дворе все прекрасно. Были жалобы по состоянию двора, по такси. Такси оттуда убрали. То, что написали - "за бюджетные средства". Это просто люди безграмотные пишут. У нас жуткий дефицит бюджета. И сейчас даже на вывоз гаражей, не говоря уже об асфальтировании дворов, мы стараемся оперативно реагировать на жалобы, едва хватает на это денег. Сейчас, думаю, нам несколько организаций пойдут навстречу и помогут вывезти. Денег, чтобы такого не было, у нас сейчас просто нет. Попытаемся заработать на аукционах, которые будут по реализации участков, думаю, будет все нормально...

Д.Х.: Скажите, а поступлений от "крупных застройщиков", с учетом того, что пропала благотворительность, будет хватать на благоустройство города?

А.А.: Да, они будут компенсироваться. Даже, скорее всего, больше будет. Потому что ко всему нужно подходить комплексно, раньше брали даже с бабушек, до нонсенса доходило. Даже с частных подворий благотворительность. А в договоре написано, что арендатор обязан убирать только свою территорию. Есть еще дополнительные планировочные задания по благоустройству - и все. Мы не вправе больше ничего у них просить. То есть, когда человек строится, он получает дополнительное задание - это и есть обременение, допустим, замостить вокруг себя определенную территорию. Это нормально, а когда мы берем деньги... Я не думаю, что этим путем надо было идти.

Д.Х.: А, скажем, покраска фасадов продолжится?

А.А.: Да, у нас есть план, он определен и утвержден. Все будет также продолжаться...

Д.Х.: А больная ситуация с водоснабжением?..

А.А.: Сейчас мы передаем все фонды, которые были у "Водоканала" себе, создали функцию заказчика муниципального и будем очень серьезно разбираться по тем тарифам, по тем проблемам, которые у нас есть и может быть, кто-то покинет свой пост.

Д.Х.: Речь идет не только об объектах "Водоканала", технике и недвижимости, но и о сетях, в которых была главная проблема?

А.А.: Я так понял, что когда их передавали, была допущена ошибка при мониторинге сетей - не посчитали. На самом деле ситуация оказалась хуже, и сейчас мы "Водоканал" забираем себе, будет очень серьезный подход. Мы очень тесно работаем с департаментом городского хозяйства, сегодня на планерке у мэра все это озвучено уже. У нас все учтено, мы постараемся разобраться. Потому что, пока лето, можно вести какие-то работы.

Д.Х.: По-моему, мы еще ни разу от таких высоких чиновников не слышали откровенного ответа о размере зарплаты. Сколько вы получаете?

А.А.: Честно?.. Где-то у меня была "расчетка", сегодня ее принесли, а я еще не знаю, какая зарплата. Абсолютно серьезно говорю. Думаю... Как вице-мэр я получаю больше 60-ти тысяч. Просто не знаю - там разные надбавки, разная "вредность"... Не знаю, я сюда шел не за этим. У меня всю жизнь была абсолютно твердая позиция, что я буду что-то полезное делать. И я свое дело до конца доведу.

Подписаться на новости