Перевал-Сахалинский
Название этой станции до сих пор есть на картах Сахалина, хотя в последний раз поезд проехал здесь 15 лет назад, зимой 1994 года. Как вспоминает бывший дорожный мастер Игорь Николаевич Самойленко, последним поездом был ротор-снегоочиститель. Вскоре движение на большей части железной дороги Южно-Сахалинск - Холмск было закрыто, рельсы разобрали...
В общем, тема очередного пресс-тура СахЖД, в который журналисты отправились утром 9 июня, была невеселой - посмотреть, что стало с этим участком дороги за полтора десятилетия.
Вместо пресс-релиза об успехах и планах СахЖД на этот раз получаем от пресс-секретаря дороги Сергея Дащинского распечатку с исторической справкой. Как известно, железная дорога Тойохара - Маока была построена японцами более 80 лет назад. Выбор трассы для дороги, соединяющей юг и запад острова, сопровождался политическими интригами и спорами в японском парламенте. Был еще один проект - через Аниву и Таранай, более дешевый. Однако победили "представители бизнеса" из Маоки. В итоге дорогу пришлось прокладывать через малообжитые места со сложным рельефом. Всего было построено 15 тоннелей и 35 мостов, в том числе знаменитый Чертов мост.
Но Чертов мост намного дальше в сторону Холмска, а мы едем из Южно-Сахалинска по условно проезжей старой холмской дороге, вдоль реки Владимировки, поднимаясь на Мицульский хребет, и выезжаем на бывшее железнодорожное полотно у станции Перевал.
Фотографируем руины станционных построек и с Игорем Николаевичем идем осматривать тоннели. Шагаем по сгнившим шпалам. Для ветерана-путейца эта поездка - первая за 15 лет. В руке у него видеокамера, он часто останавливается, чтобы снять очередную панораму.
В темноте иногда слышится звук капели, вспышка фотокамеры высвечивает "карманы" - ниши, в которых во время движения поезда прятались обходчики. Большая часть тоннелей неплохо сохранилась - видно, что прослужили бы они еще не один десяток лет. Игорь Николаевич почему-то называет их в женском роде - "девятая тоннель, шестая...".
В одном из тоннелей вспышка освещает кирпичную кладку восьмидесятилетней давности. А под ногами в нем - не остатки шпал, а ледник.
Остановившись у развалин 8-квартирного дома, расспрашиваем Самойленко о том, как жилось на станции. "Электричество? Конечно, было - вдоль дороги идет линия электропередачи. Воды, правда, не было - колонка во дворе. Отопление печное". "Скучно было без телевизора?" "Был и телевизор. Помню, вон с той сопки сошла лавина, засыпала до второго этажа. Снегом выдавило окно, и у кого-то разбило телевизор. Хорошо, во дворе никого тогда не было".
"Жаль, что не стало дороги". К этим словам Игоря Николаевича трудно что-то добавить. Слабое утешение - этой дорогой сейчас можно пройти с рюкзаком за плечами.
Железная дорога Тойохара - Маока, это признают все, кто много путешествовал по острову, самая красивая на Сахалине. Сейчас остается только завидовать тем, кто мог любоваться видами из окна вагона. И не меньше - тем, кто работал здесь. В 90-е годы по дороге пускали "ретро-поезд", и пожилые японцы, когда-то водившие по ней поезда, приезжали, чтобы проехать на нем.
В этом году ожидается приезд еще двух групп из Японии. Как рассказали в компании "Евразия Интертранс", организующей такие поездки, на этот раз туристами будут любители железнодорожной старины. Но их опять повезут по холмскому отрезку к Чертовому мосту. Участок со стороны Южно-Сахалинска, наверное, так и останется пешим туристическим маршрутом - пока природа окончательно не отвоюет свое.