По ту сторону морского фронта: эскортный корабль "Ишигаки". Сахалин.Инфо
8 декабря 2024 Воскресенье, 04:52 SAKH
16+

По ту сторону морского фронта: эскортный корабль "Ишигаки"

Франтирер, Weekly, Общество

Рассматривая рейды американских подводников в Охотское и Японское моря осенью 1942 - летом 1945 года, мы как-то упустили из виду их противника - противолодочные силы военно-морских районов Оминато и Майдзуру, обеспечивавших охрану и оборону этих акваторий, а также эскортирование конвоев к Курильским и Западным Алеутским островам. Безусловно, по сравнению с результатами противолодочных сил союзных ударно-поисковых и ударно-поисковых авианосных групп успехи японских "противолодочников" выглядели скромно, но, тем не менее, они записали в свой актив почти шесть десятков только американских подводных лодок. Из них не менее 10 субмарин подорвались на минах оборонительных или были потоплены "противолодочниками" двух северных военно-морских районов. Успехи вполне сравнимые с результативностью сил ПЛО Дважды Краснознаменного Балтийского флота. А были еще британские и голландские подводные лодки. Но это было далеко на юге - в Сиамском заливе, у берегов Борнео и Явы, в Малаккском проливе и на подходах к Зондскому проливу. И об этом речь как-нибудь в другой раз.

При этом жертвами американских подводников на акваториях Охотского и Японского морей оказались три японских фрегата и противолодочных корабля. Два из них, в 1944 и 1945 годах, отправила на дно Охотского моря подводная лодка SS-220 "Барб" коммандера Юджина Флаки. И это не считая эсминцев и "морских охотников", потопленных не только в наших морях, но и в районе Западных Алеутских островов.

Эту тему, по мере подготовки переводов британских, американских, российских, эстонских и японских историков, мы и будем освещать в новом разделе "По ту сторону морского фронта".

1. Враг мой: Эскортный корабль "Ишигаки"

Сами японцы классифицировали этот тип кораблей как "кайбокан", что в достаточно вольном переводе означает "корабль береговой обороны". Иногда их относят к классу фрегатов, а иногда выделяют в класс эскортных кораблей. Водоизмещение их колебалось от 700 до 1200 тонн, вооружались они по принципу "кашу маслом не испортишь" - 120-мм универсальные орудия, 25-мм зенитные автоматы, крупнокалиберные 13,2-мм пулеметы "Гочкис", глубинные бомбы. Часть из "эскортников" имела минные рельсы и могла ставить минные заграждения. Скорость - вполне на уровне. Воевать на "кайбоканах" собирались не с надводным противником, а с подводным, и 18-24 узлов для боевой работы вполне хватало. Дополняло вооружение пассивный гидроакустический комплекс, впоследствии дополненный радиолокатором и активным поисковым гидролокатором. Более детально корабельное "железо" описано в специальных изданиях, и подробно останавливаться на нем мы не будем. Наш герой относился к серии эскортных кораблей, получивших название островов.

После завершения постройки и комплектации, занявшей почти 2 года, эскортный корабль "Ишигаки" 15 февраля 1941 года зачислен в состав сил военно-морского района Оминато, в зоне ответственности которого находились Курильские острова и Карафуто. Остаток зимы и часть весны экипаж занимался боевой подготовкой в районе базы флота Оминато, затем, 12 мая 1941 года, корабль получил назначение в подразделение охраны Курильских островов, 2-е отделение, приписанное к району о. Матсуво (Матуа). Его боевую пару составил эскортный корабль "Кунасири".

3 сентября 1941 года командование кораблем принял коммандер (чёса) Ясуши Кавано. Затем корабль оперировал в зоне Курильских островов с заходами для отдых эки пажа и пополнения запасов в базы на Северных Курилах, островах Хонсю и Хоккайдо.

8 декабря 1941 года "Ишигаки" базировался на бухту Касивабара (о. Парамушир).

13 декабря 1941 года "Ишигаки" остановил в Четвертом Курильском проливе и провел досмотр советского парохода ДГМП "Кузнецкстрой" и под предлогом того, что советское транспортное судно находится в японских территориальных водах, направил его к Цусимскому проливу. Если кто мало-мальски разбирается в вопросах морского права, то нейтральное судно, следующее в водах территориального моря в открытый океан, не может быть задержано и отправлено по другому маршруту. Фактически, коммандер Кавано занимался самоуправством и демонстрировал дремучее юридическое невежество. Впрочем, МИД Японии отвечал на советские ноты по аналогичным поводам с многочисленными ссылками на "двусмысленность положения" - с одной стороны имел место быть Антикоминтерновский пакт, с другой - договор о нейтралитете. Посадки на два стула одновременно у японцев не получалось - нарушался или тот, или другой документ. Впрочем, уже на следующий день коммандеру Кавано стало не до юридических тонкостей и "двойственного положения японского МИД" - в бухте Матсурадзима (Парамушир) сильным ветром сорвало с якоря, разбило о прибрежные камни и выбросило на риф вспомогательную канонерскую лодку "Дзуйхо Мару" (2577 тонн). Котельное отделение канлодки оказалось затоплено водой, она плотно сидела на рифе. Когда все средства спасения были исчерпаны, экипаж оставил "Дзуйхо Мару" и, кроме 13 человек, выбрался на берег. После ухудшения положения аварийной канлодки, эскортный корабль "Ишигаки" и грузовое судно "Кайко Мару" спасли выживших в катастрофе членов экипажа. Позже "Дзуйхо Мару" затонула.

Прошла первая военная зима с ее плавучими льдами и свирепыми штормами, и уже 2 июня 1941 года, базировавшийся на залив (и одноименную передовую военно-морскую базу) Катаока, эскортный корабль "Ишигаки" направлен для патрулирования в районе Западных Алеутских островов.

Напомним, у адмирала Ямамото, только что отошедшего от пищевого отравления, со всеми, так сказать вытекающими, и шифры которого с увлечением, достойным авантюрного романа, читали в Пёрл-Харборе американские шифровальщики коммандера Майкла Фридмана, не заладилось с Алеутско-Мидуэйской наступательной операцией. То есть с алеутской фазой все вроде бы нормально - и старую калошу Береговой Охраны, а ныне просто плавучую казарму "Нордуэстерн" потопили прямо у пирса, и гидроаэродром вместе с парочкой зазевавшихся "Каталин" разнесли, и нефтехранилище с 5000 тоннами нефти подожгли и Датч-Харбор с трех сторон подпалили; а вот с Мидуэем - "полная конфузия, герр бомбардир", как говаривал Петру Алексеевичу Михайлову, больше известному под тронным именем Петр I в не самые сладкие для России времена будущий светлейший князь, полководец и казнокрад Александр Меншиков. Голова у адмирала Исироку Ямамото по этому печальному случаю работала "в раздрай", и команды с борта флагмана поступали противоречивые. Тем не менее, коммандер Кавано взял под козырек и приступил к патрулированию у Курил и у Алеут. Работы у "Ишигаки" добавилось.

16 июля 1942 года в Четвертом Курильском проливе, в 04.40 садится на мель и получает незначительные повреждения грузовое судно "Шимагава Мару".

17 июля 1942 года в район аварии "Шимагава Мару" вышел эскортный корабль "Ишигаки". Кайбокан взял "Шимагава Мару" на буксир, буквально сдернул с мели и отбуксировал на чистую воду. Правда и сам получил при этом незначительные штормовые повреждения.

26 июля 1942 года. 10.00. рейд военно-морской базы Катаока (ныне - Байково). Эскортный корабль "Ишигаки" снимается с якоря и уходит от берегов острова Шумшу к острову Атту (Западные Алеутские острова) в охранении грузового судна "Кано Мару".

Дорога на Западные Алеуты для тихоходного транспорта и не такого уж и быстроходного эскортного корабля заняла чуть больше двух суток. Так ведь никто никуда и не спешил…

28 июля 1942 года конвой прибыл в бухту Гольцовую на о. Атту. Иногда эту бухту называют заливом Хольца, но это господа англосаксы со зла, со зла… Долго в гостях у флотских связистов и пехотинцев из "отряда Северных морей" на о. Атту коммандер Кавано не задержался и в тот же день увел свой корабль к Парамуширу.

Долго ли коротко ли, но на корабле накапливались технические проблемы - как ни крути, эксплуатировали его не в самом благоприятном для мореплавания районе, и кайбокан ушел на доковый ремонт в Оминато.

25 августа 1942 года эскортный корабль "Ишигаки" поставлен в сухой док для текущего ремонта корпуса и механизмов на верфи флота в военно-морской базе Оминато (о.Хонсю).

6 сентября 1942 года "Ишигаки" вывели из дока. Профилактический ремонт механизмов продолжался у стенки местного судоремонтного завода. Если анализировать характер ремонтных работ на японских эскадренных миноносцах этого периода, можно выделить одну общую особенность - практически на всех кораблях заменяли крупнокалиберные пулеметы на 25-мм зенитные автоматы Гочкис, а старенькие 7,7-мм "Льюисы" на крупнокалиберные 13,2-мм Гочкисы. И зенитный автомат, и крупнокалиберный пулемет японцы честно стырили у французов. Помимо этого на кораблях заменяли системы управления огнем. Устанавливали новые бомбометы и гидроакустические станции. В общем, готовились к реалиям тихоокеанской войны.

После завершения ремонта, модернизации и комплектования эскортный корабль "Ишигаки" базируется на Оминато, затем в ноябре 1942 года вновь появляется в составе сил передовой военно-морской базы Катаока (Шумшу).

1 ноября 1942 года коммандер Кавано получает звание кэптен (тайса).

6 ноября 1942 года эскортный корабль "Ишигаки" направляется с о. Парамушир к о. Атту в составе охранения конвоя транспортных судов "Тайрин Мару" и "Дувр Мару". Курс представлял собой некую замысловатую дугу, проложенную в обход районов патрулирования американских подводных лодок, все чаще наведывающихся в Курильские и камчатские воды, а также в воды у о. Атту.

И пока "Ишигаки" вел конвой через ставшие неспокойными северные воды, избегая русских и американских глаз, из порта Отару на Хоккайдо курсом к Парамуширу вышел конвой "В" в составе одного единственного транспорта "Черибон Мару".

12 ноября 1942 года, в 18.00. конвой благополучно прибыл на о. Атту. В тот же день капитан Кавано увел "Ишигаки" обратно в залив Катаока (о. Шумшу). Здесь капитана Кавано обрадовали очередной задачей - провести к острову Атту транспорт "Черибон Мару". И снова эскортный корабль ушел в море.

24 ноября 1942 года "Ишигаки" отделился от "Черибон Мару" и лег на обратный курс в залив Катаока.

Новый год экипаж "Ишигаки" встречал на Курильских островах.

15 января 1943 года танкер-заправщик ВМФ Японии "Тейо Мару" заправил эскортный корабль "Ишигаки".

28 января 1943 года - новая заправка из того же танкера в заливе Мураками (Парамушир).

Затем последовала смена дислокации. И не то чтобы поближе к витаминам и смуглым красавицам куда-нибудь в Рабаул. Нашлась работа в проливе Цугару и у берегов Хоккайдо, в Отару.

Следует напомнить, что в январе-марте 1943 года пролив Лаперуза забили тяжелые льды, форсировать их без мощного ледокола у советских транспортных судов Дальневосточного морского пароходства не получалось. Собственные ледоколы остались в западном секторе Арктики, ремонт "И. Сталина" в США затягивался, портовый ледокол "Добрыня Никитич" потерял винты и ремонтировался во Владивостоке, а пароход "Балхаш" капитана Кондратьева проработал в качестве ледокола недолго - своротил кованный форштевень и убыл на ремонт во Владивосток. Обращение советского МИДа с просьбой к Японии открыть для прохода советских судов Сангарский пролив было отмечено ценнейшей рекомендацией воспользоваться маршрутом через Татарский пролив, скованный 2-3-метровыми льдами Сахалинский залив и Амурский лиман. Попытка прохода через Цусимский пролив закончилась гибелью советских транспортных судов "Кола" и "Ильмень", торпедированных американской подводной лодкой к югу от о. Хонсю. Удачно прошел в Тихий океан только теплоход ДГМП "Комсомол". Ледокол военно-морского района Оминато "Одомари" трудился на проводке во льдах японских судов, следующих на Курилы и Карафуто в южной части Охотского моря.

А американские подводники, водившие свои старенькие "эски" к Северным Курилам, достигшие к этому времени 20-24 летнего возраста, решали проблему замерзающей в курильских водах солярки. Пока не выходя из Датч-Харбора и базы на о. Кодьяк.

8 июля 1943 года. 19.00. Эскортный корабль "Ишигаки" отправился из порта Отару (Хоккайдо) в порт Одомари (Карафуто) для эскортирования транспортных судов "Мельбурн Мару" и "Фушими Мару". С чего это вдруг… Стоит напомнить обстановку.

В ночь с 6 на 7 июля 1943 года американские подводники начали действовать в Японском море. Командование подводных сил Тихоокеанского флота США отдавало им "личную ванну императора Хирохито" на 96 часов. Как город. На три дня. При этом судоходство в Японском море осуществлялось по правилам мирного времени. И тут, понятное дело, началось….

6 июля 1943 года. Cлучаи за сутки с транспортными судами гражданского торгового флота и промысловыми судами Японии:

Грузовое судно "Банею Мару № 33" (787 брт) потоплено американской подводной лодкой SS-178 "Permit" в Японском море у побережья о. Хоккайдо в точке с координатами 43°35'N 140°21'E.

7 июля 1943 года. Cлучаи за сутки с транспортными судами гражданского торгового флота и промысловыми судами Японии:

Грузопассажирское судно "Сёва Мару" (2212 брт) потоплено американской подводной лодкой SS-178 "Permit" в Японском море у побережья о. Хоккайдо в точке с координатами 43°14'N 139°53'E.

8 июля 1943 года. Случаи за сутки с промысловыми судами и транспортными судами ДГМП: Пароход ДГМП "Херсон" сидел на камнях у м. Пираткова у юго-восточного побережья Камчатки. Транспорт ДГМП "Ногин" находился под арестом в порту Отомари.

Подводные лодки ударной группы - "Лэпон", "Планжер" и "Пермит", - патрулировали в своих квадратах в Японском море, "Нарвал" вел разведку и наблюдения у острова Матуа.

9 июля 1943 года. Случаи за сутки с промысловыми судами и транспортными судами ДГМП:

Советский рыболовный сейнер № 20 (263 т) треста "Главвостокрыбпром" НКРП обнаружен и атакован артиллерийским огнем американской подводной лодкой SS-178 "Permit" (лейтенант-коммандер Чэппл) в Японском море в районе о. Ребун у западного побережья острова Хоккайдо.

Вот у командования военно-морского района Оминато "сработал свисток" - ценные транспорты со строительными материалами получили "конвоира".

9 июля 1943 года. 18.00. Эскортный корабль "Ишигаки" прибыл в порт Одомари и без потерь привел конвой в составе грузовых судов "Мельбурн Мару" и "Фушими Мару", вставших на якорь неподалеку от арестованного советского парохода ДГМП "Ногин". Здесь эскортный корабль остался пережидать приближающийся тайфун. Звездный час эскортного корабля "Ишигаки" был еще впереди…

Литература

Miloš Hubбček Pacifik v plamenech. Praha.1980.

Продолжение.

Подписаться на новости