А может, на примере яблок?... Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 15:56 SAKH
16+

А может, на примере яблок?..

Рыболовство, Weekly, Общество, Южно-Сахалинск

6 апреля экономический обозреватель Sakh.com С.Морозов в статье "К слову - о разводе рыбы" предположил, что в основе конфликта вокруг строительства 120 новых рыбоводных заводов в Сахалинской области лежат отношения собственности. И упрекнул участников дискуссии в том, что никто об этом не говорит. Попробую хотя бы немного заполнить этот досадный пробел. Предлагаю взглянуть на ситуацию со стороны не собственника, но хозяина.

Притча…

Представьте себе на минуту, что вы хозяин волшебного яблоневого сада, который многие годы каждую осень дает 10 тонн превосходных сочных яблок и при этом не требует никакого вообще ухода, никаких затрат - ни поливать, ни удобрять, вообще ничего не надо делать. Только нанимать рабочих, чтобы яблоки сняли с яблонь, да машину, чтобы их вывезти в супермаркет.

Но есть одно условие. Чтобы сад плодоносил, надо одну десятую часть всего урожая оставлять на деревьях. Еще надо нанимать сторожей - эти оставленные на ветках яблоки от воров охранять. Недолго, правда, всего три месяца в году.

И каждую осень вы снимаете 9 тонн высококачественных плодов и продаете. Ваши яблоки стоят дорого, но спрос на них большой, потому что это дикие яблоки, очень вкусные и качественные, покупатели за ними в очередь. Вы платите все налоги, высокую зарплату сторожам и рабочим и получаете огромную прибыль, потому что затрат у вас минимум, а продукция первосортная.

Но это не все. Ваш сад - не только яблоки. В нем кипит жизнь. Поют птицы, порхают бабочки, пасутся коровы, растущими и упавшими яблоками питается масса дичи, которую вы постреливаете себе на стол и на продажу. К вам заезжают туристы и охотно платят, чтобы посмотреть на это чудо - живой плодородный яблоневый сад, который сам собой плодоносит и кормит и его хозяина, и все живое вокруг. Под кронами яблонь, на удобренной чудесным образом земле, растет малина, клубника, смородина и очень редкая ягода княженика. Что-то вы собираете на продажу, а что-то отдаете многочисленным любителям пособирать ягоду. Да и яблочным ворам тоже яблок хватает, а многих из них вы пускаете законно пособирать часть урожая себе на зиму за символическую плату. От этого многие из них воровать яблоки перестали. За счет туристов и ягодников-любителей у вас еще и дополнительный доход имеется - вы построили маленькую гостиницу рядом с садом, и они там останавливаются. Живете вы себе припеваючи. И всем вокруг тоже хорошо.

Но год за годом, глядя осенью на оставленную на ветках сада тонну яблок, вы начинаете испытывать приступы жадности и задаваться вопросом - а почему бы и их не продать? Тогда и на сторожей тратиться не придется, денежка опять же не лишняя. И вы начинаете каждую осень оставлять все меньше и меньше яблок на ветках… Некоторые яблони начинают засыхать, и вы вырубаете их, чтобы не мешали. Оставшиеся все равно плодоносят, но им все труднее и труднее, к тому же вы сократили штат сторожей, и воры теперь вовсю хозяйничают в вашем саду. Так, год за годом, вы постепенно рубите волшебные яблони и наконец, уничтожаете все. А на том же месте, где недавно был сад, вы строите… завод по выращиванию яблок. Такой промышленный яблочный заводик. Он площадью намного меньше прежнего волшебного сада, но его надо поместить в специальное здание со сложной системой орошения и каждый год самому заново сажать все яблони. Затем их надо кормить удобрениями (сами они не растут), постоянно поливать, опрыскивать химикатами, обрезать, подвязывать, лечить, метить выросшие яблоки. Плюс ваш новый яблочный завод, как и прежний сад, надо охранять от воров и также нанимать рабочих и технику, чтобы убрать и вывезти урожай. Разные птицы и другие животные стали врагами нового яблочного завода и его теперь надо от них защищать, а кусты малины и смородины выпалывать, потому что они мешают вашим хилым искусственным яблоням расти.

И все это вам стоит очень больших денег. Гигантские разовые инвестиции, чтобы построить здание для сада и систему полива. Большие ежегодные вложения, чтобы обеспечивать все остальное. Вы сравниваете это с тем, что было прежде, и оказывается, что даже эксплуатационные затраты на новый яблочный завод в несколько раз выше всех расходов, которых требовал прежний волшебный сад. Вам становится страшно…

Но самое главное, что при этом ваш новый яблочный завод дает не 10 тонн яблок в год, а всего лишь 1 тонну! И при этом никакого пения птиц, никаких бабочек, никакой дичи вам на стол и ягод на продажу. Никаких туристов и любителей сбора ягоды.

Потому что ваш яблочный завод никому не интересен. Потому что он мертв.

…и реальность

При чем здесь яблоки? А при том, что примерно такая же история происходит и с нашими нерестовыми реками, с тем лишь отличием, что мы можем не только сохранить, но и значительно увеличить наш волшебный яблоневый сад - естественное воспроизводство лососей. За последние три года три четверти всего нерестового фонда Сахалина заполняется производителями горбуши менее чем на 50%, о кете и говорить не приходится, ее на нерестилищах минимум. Заполнить реки и дать рыбе отнереститься - разве это не даст роста возврата и вылова? Зачем нам строить заводики по производству яблок там, где у нас еще в достатке волшебные яблоневые сады?

Кто-то скажет - перегибает автор палку. Надо, мол, и нерестилища заполнять и охранять, и заводы строить. Отвечу: может быть и надо, но в реальности-то все иначе. В известном докладе от имени всей Сахалинской области, подготовленном для недавнего Всероссийского съезда рыбаков в Москве, даже не ставится вопрос о повышении эффективности естественного нереста, об охране нерестилищ. Все предлагаемые там меры направлены исключительно на поддержку рыбоводства, в том числе и через прямую подпитку из государственных бюджетных средств.

Кто-то скажет - нельзя противопоставлять заводы и естественный нерест. Они, мол, должны друг друга только дополнять. Отвечу: может быть, и должны, но в жизни все почему-то по-другому. Всем известный пример - река Найба. Наличие в ее бассейне трех рыбоводных заводов уже много лет используется как основание для полного перекрытия ее устья во время хода на нерест кеты. О пропуске на нерест и охране в реке диких производителей даже речи не идет, поскольку ФГБУ "Сахалинрыбвод" заявляет: все найбинское стадо кеты имеет заводское происхождение.

Кто-то скажет - ну, уж с соотношением заводских и природных яблок как 1 к 10 автор точно погорячился. Отвечу: отнюдь. Целый ряд опубликованных научных работ показывает, что, например, коэффициент возврата заводской кеты реки Тымь в среднем почти в 10 раз меньше, чем кеты природной популяции той же реки.

Изложенная выше притча о яблоневом саде и яблочном заводе применительно к лососю намного ближе к реальности, чем может показаться. По сути, именно такой выбор и стоит сегодня перед нами как коллективным хозяином нашего богатства - пока еще живых нерестовых рек. Вопрос только, как мы распорядимся этим богатством? По-хозяйски или с позиции собственника рыбоводного завода?

Дмитрий Лисицын,

"Экологическая вахта Сахалина".

Подписаться на новости