Озеро Тунайча: за и против
Об экологии и не только шел на прошедшей неделе разговор первого заместителя губернатора Сахалинской области Константина Строганова с представителями рабочей группы комитета по экономическому развитию облдумы. Эта же группа депутатов на совещании под руководством заместителя председателя правительства области Сергея Хоточкина на днях предметно обсудила вопрос расчистки протоки Красноармейской в селе Охотском.
Июль вообще был богат событиями, касающимися особо охраняемых природных территорий. Теперь о проблемах озер Тунайча и Изменчивое знают и в стенах российского парламента. Об этом рассказал недавно журналистам депутат Госдумы от Сахалина Георгий Карлов. Теперь, по словам депутата, удалось коренным образом изменить ситуацию - начиная с 1 января 2013 года вводится новый вид расходов на водохозяйственные мероприятия, он будет называться "экологическая реабилитация водных объектов", и в рамках федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса РФ" появится реальная возможность провести необходимые работы по восстановлению озера.
Проблема давно вызывает общественный интерес, поэтому ежегодно тема поднимается на разного рода советах и комитетах как при исполнительной, так и при законодательной власти. Ниже опубликованы снимки, глядя на которые уже нельзя сказать, что Тунайча - одно из красивейших и чистейших мест Сахалина, и это с горечью отмечают те, кто здесь родился и вырос. Озеро постепенно превращается в болото, опресняется и зарастает тиной, замедляется его водообмен, что может привести к необратимым изменениям экосистемы. Вода у берега имеет зеленый цвет и неприятный запах.
Сдвинуться с мертвой точки
Несмотря на проблемы экологии, Тунайча и Изменчивое по-прежнему манят горожан. Как рассказал нам руководитель Охотского управления Виктор Сергиенко, в солнечный выходной здесь можно насчитать около 5 тысяч машин, прибывших на отдых. Радует, что худо-бедно решается проблема вывоза мусора, который отдыхающие (конечно, далеко не все) оставляют теперь в расставленных контейнерах, а не на берегах.
Из истории вопроса. В 2010-м группа сахалинцев обращалась в правительство области, дополнительно пройдя через общественную приемную Владимира Путина, с просьбой активно и срочно взяться за оживление озера для создания там цивилизованных условий хозяйствования и жизнедеятельности и определили главные цели срочных мероприятий. Однако обращение это так и осталось хором мечтателей. Из правительства гражданам пришел ответ: требуются дополнительные научные изыскания, так как "результаты исследований, проведенных в 2001-2005 годах ВГиО ДВО РАН и ФГУП СахНИРО не свидетельствуют о том, что уменьшение солености озера до пресноводного состояния будет способствовать развитию негативных экологически необратимых процессов в экосистеме озера".
Три года назад руководитель ФГУ "Сахалинрыбвод" Владимир Самарский тоже касался этой проблемы и рассказывал, что ученые дальневосточного отделения РАН подробно изучали гидрологическую ситуацию на озере Тунайча, и было предложено 4 варианта развития событий (ИА Sakh.com об этом рассказывало). Предлагалось построить расширенную протоку и провести берегоукрепление, чтобы максимально оградить озеро от моря. Воплощение этого решения посчитали слишком дорогим. Второй вариант был - ничего не делать, следить за естественными процессами эволюции озера. Два других варианта предполагали некоторое вмешательство - частичную расчистку протоки по мере необходимости. На этом и остановились.
Я попыталась получить комментарий специалистов СахНИРО насчет "обратимости либо необратимости" процессов. Хотелось не только на словах разобраться, но и практически понять, что происходит. Выяснилось, что исследования действительно проводились около 8-10 лет назад, и они показали, что Тунайча нуждается в помощи, однако замдиректора института по науке Виктор Лапко все же посоветовал не применять слово "деградация" по отношению к данному объекту. Заведующий лабораторией гидробиологии Вячеслав Лабай выразил готовность отдельно поговорить о проблемах, т.к. непосредственно занимался изучением прибрежных лагун острова, в частности, озера Тунайча.
Руководитель "Экологической вахты Сахалина" Дмитрий Лисицын не сомневается, что с точки зрения ресурсов озера - это, конечно, отрицательные изменения, ведь экосистема водоемов лагунного типа выполняет свою роль в воспроизводстве лосося. Такие лагуны, как Буссе, Тунайча, Невское, Айнское - это промежуточное транзитное убежище для молоди лосося, которая скатывается с нерестилищ, где эта молодь постепенно адаптируется к морским условиям. То есть уровень выживания значительно выше, чем если она попадает непосредственно из реки в море. К тому же озеро Тунайча имеет большое значение для жизнедеятельности сахалинского тайменя, который у нас и так стремительно исчезает.
Виталий Гомилевский: работать в интересах природы и людей
В 2010 году в областной думе была создана рабочая группа комитета по экономическому развитию, контролирующая реализацию закона "Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области". Группу, в состав которой вошли пять депутатов, возглавил Виталий Гомилевский.
"Однажды, когда мы устали слушать про грязь на Буссе, на Тунайче, Изменчивом, на Дагинских термальных источниках, и особенно, когда съездили в поселок Охотск и посмотрели, в каком безобразном состоянии находятся копани, где по лицензиям, выдаваемым органами исполнительной власти, делался забор песка - терпение лопнуло", - рассказывает ИА Sakh.com Виталий Гомилевский.
Есть ли видимые результаты работы группы депутатов?
Виталий Гомилевский уверен, что "выстрелили в десятку" - сразу после создания группы начались поездки на места проблемных территорий, в том числе с представителями профильных департаментов, чего никогда (или очень давно) не делалось. Одним словом, рабочая группа концентрированно привязала органы исполнительной власти к вопросам и проблемам особо охраняемых территорий.
"Мы ведь вообще сейчас перешли на программное финансирование, в любом вопросе должна быть программа, в том числе по особо охраняемым территориям, программа - это всегда обязательства двух сторон... Благодаря инициативе рабочей группы в декабре 2011 года губернатор подписал такую долгосрочную программу. Цена вопроса - около 700 миллионов рублей. К сожалению, на 2013 год намеченные нами 90 миллионов пока не выделены в бюджете, а выделены всего 18. Доходная часть бюджета области на следующий год менее плановых показателей почти на 3 миллиарда рублей, в связи с чем правительство внесло бюджет в думу с секвестированием более 20 областных программ с социальным уклоном, в том числе и вышеназванной. В 2014 году плановые цифры доходной части вырастают до 106 миллиардов рублей, т.е. почти в два раза, вот тогда и начнем полнокровное финансирование.
Но хочу сообщить жителям области, что мы добились протокольной записи при принятии бюджета 2013 года, что снова возвратимся к этому вопросу на совещании под эгидой заместителя губернатора Строганова. Сегодня такая встреча, где присутствовало все представительство, - состоялась, и мы протокольно договорились, что с 1 января 2013 года не менее двух миллионов рублей будет выделено через министерство лесного и охотничьего хозяйства для наведения порядка на территории Дагинских минеральных источников. Я рад, что хоть один, как я его называю - самый-самый утопленный объект, теперь получил шанс. Мало того, мы договорились с Константином Строгановым, что при первых же дополнительных доходах внесем поправку об увеличении финансирования по Дагам".
Есть надежда, что региональное правительство в скором времени повернется лицом и к проблемам озера Тунайча, уже сейчас обсуждается вопрос, как вернуть естественную ширину природному руслу протоки Красноармейская, что сразу прекратит опреснение озера.
Пока же в программу "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области на 2012-2018 годы" вместились меры, которые будет принимать (с помощью программы) министерство лесного и охотничьего хозяйства. Например, появится 22 егеря (по два - на каждой из особо охраняемых территорий), появятся аншлаги с напоминаниями - как себя нужно вести на территории памятников природы, чего уже пару десятилетий никто не делал, и ряд других нужных мероприятий. Это, конечно, те охранные мероприятия, которые министерство обязано выполнять и так, но за счет программы будет надежнее, мы поэтому и не возражаем.
Что касается села Охотского, Виталий Гомилевский обратил особое внимание, что там ликвидирована свалка, на территории с 8-кубовыми контейнерами (их расставлено 14 штук по всему побережью) работает специальная машина, в селе стало чисто, потому что мусор регулярно вывозится на полигон в Корсаков. Теперь остается только бороться с равнодушными гражданами, которые по привычке закапывают мусор на побережье.
Как вернуть природное русло протоки
Наука наукой, но тот, кто давно живет на Сахалине, хорошо понимает очевидность проблемы. Виталий Гомилевский, например, вспомнил времена, когда ширина протоки Красноармейской была значительно шире.
В 1963 году руководство области построило базу (так называемую обкомовскую), сейчас это база министерства образования, где отдыхают дети. Еще это была олимпийская деревня, куда привезли сборную по гребле, и спортсмены целый год жили и тренировались (после чего уехали на Олимпийские игры в Токио). Но выделенных на столь грандиозный проект денег тогда оказалось недостаточно, чтобы построить нормальный мост через протоку. В результате две трети ее перекрыли дамбой, и за почти 50 лет искусственно уменьшенного в 2,5 раза поступления морской воды озеро опреснилось и продолжает деградировать.
Одна из идей депутата - разобрать дамбу, выбрать песок, расчистить русло. Для проезда машин и техники можно построить рядом временный понтонный мост, а в течение года создать нормальный, отвечающий требованиям времени. "И тогда, - говорит Виталий Гомилевский, - в озеро будет по приливу прибывать, допустим, 110 кубов воды в секунду, что решит проблему навсегда. Такой оборот воды позволит резко сменить температурный режим, избежать опреснения и вернуть характерный биофонд".
Однако можно предположить, что здоровая идея болеющего душой депутата и, кстати, большого любителя природы со стажем, восстановить природное русло снова осядет в чиновничьих кабинетах в ожидании проведения мониторинга "нужно или не нужно", на что потребуется еще миллионов этак 15. Хотя, как заметил с сарказмом Виталий Евгеньевич, когда перекрывали природную ширину протоки 50 лет назад, никто даже не заикнулся перед властью о необходимости мониторинга. Но возвращение протоке природной ширины почему-то нужно научно обосновать?
Что дальше? Осенью, как заверил Виталий Гомилевский, должно состояться очередное заседание экологического совета под руководством зампредседателя правительства области Сергея Хоточкина, что, наверное, станет последней каплей в решении вопроса, появится документ, дающий возможность проектировщикам приступить к проектированию, а автодорожникам к строительству моста.
Природа Сахалина - наше все, именно она крепко держит. Почему тогда даже коренные жители покидают Сахалин? Да потому, что жить здесь стало неинтересно, удивительной красоты берега медленно зарастают мусором, их позорное состояние видят наши дети, и лет двадцать, точно, мы закрывали на это глаза. О грандиозном развитии экотуризма говорим с придыханием, но сами еще только учимся цивилизованно убирать мусор из прибрежных зон. Выходит, вопрос этот социальный и острый, злободневный и вечный.
Пожелаем удачи настойчивым и неравнодушным депутатам Государственной и областной думы, на них надежда…
Из Википедии: Тунайча - второе по величине озеро Сахалина с площадью зеркала 174 км². Соленое, лагунного типа. Отделено от залива Мордвинова (Охотское море) полуостровом Пузина, на котором расположены несколько более мелких озер. Соединено с заливом Мордвинова протокой Красноармейской. Озеро имеет 29 км в длину и до 6 км в ширину. В озере обитает 29 видов рыб из 13 семейств, в том числе 9 видов лососевых, включая редкого сахалинского тайменя. Кета, горбуша, сельдь, корюшка и навага имеют промысловое значение.