Ученье свет, а неученье тьма
"Господь мое просвещение"
(надпись на кресте у входа в один из университетов страны)
Философ сказал, что наука и религия - как два крыла птицы. С одним крылом птица ущербна. Однако эти крылья не должны мешать друг другу. Именно с этой целью в просвещенных обществах религия отделена от государства, в том числе от образования.
Религиозная вера в существование бога, как и атеистическая вера в отсутствие бога, - это личное мнение человека о гипотетических нематериальных субстанциях, которые, по его мысли, управляют или не управляют миром и даже его судьбой. В этом отношении что религия, что атеизм стоят на одной ступени: никаких доказательств существования или несуществования бога у них нет, и это им не требуется. Как-то в телевизионном диспуте о происхождении человека я спросил оппонента-священника, как он объяснит сходство ДНК человека и обезьян, на что ответом было: "Бог может всё!". Вот и всё знание, точнее - вера представителя церкви. Поэтому вера не имеет никакого значения в практической жизни человека: в умении лечить людей, строить дороги, постигать тайны природы.
В отличие от веры, знание и умение - это важнейшие стороны личности для государства. Только благодаря им излечиваются больные, построенные дороги не размываются, космические ракеты летят куда надо, выявляется происхождение Вселенной, и потому государство должно поощрять науку, знания и профессионализм и ограждать людей от агрессивного невежества.
С полетом людей в космос и с нынешним научным знанием о происхождении Вселенной и эволюции человека, вера в бога как первопричину всего сущего является лишь следствием отсутствия знания. Как сказал Альберт Эйнштейн: "Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это только безграничное восхищение устройством мира, насколько наша наука способна его постичь… Конечно, доктрина Бога как личности, вмешивающейся в природные явления, никогда не может быть в буквальном смысле опровергнута наукой, ибо эта доктрина может всегда найти убежище в тех областях, куда научное знание ещё не способно проникнуть. Но я убеждён, что такое поведение части представителей религии не только недостойно, но и фатально".
Наука и религия, Знание и Вера - дополняют друг друга в жизни человека, но они затрагивают совершенно разные сферы: сферу духовности и сферу познания. Они одновременно несовместимы друг с другом. Это как корпускулярное и волновое свойство электрона: проявляется только одно из них, но никак не вместе. От насильного совмещения науки и религии ничего хорошего ждать не приходится: крылья запутаются друг в друге, и птица рухнет. Знание играло основную роль в выживании и адаптации человечества, а религиозные догмы были отражением незнания. Чем больше человек узнавал, тем меньше места во внешнем мире оставалось для религии. Именно поэтому в общественных отношениях религия выступала против науки.
Проникновение религии в школы и университеты несовместимо с назначением государственных учебных заведений - учить людей мыслить и давать им знания. Религиозная вера была подорвана в России задолго до Октябрьской революции - в XIX веке, с освобождением мысли от церковных догм. После столетнего перерыва Церкви вновь отдают земли, здания, предметы искусства, средства массовой информации. Использовать бы это для просвещения людей! Но Церковь, видимо, начала своё возрождение с того уровня представлений о науке, мире и человеке, на котором она остановилась в XIX веке. В церквях вы едва ли найдёте, что прославляло бы научное знание, а одно из первых дел возрожденной Церкви - это ликвидация качающегося шара в Исаакиевском соборе, многие десятилетия показывавшего советским детям, что Земля вращается. Эволюция человека и Чарльз Дарвин - как ругательство. И Лев Толстой по-прежнему отлучен от церкви.
В России вновь всплеск религиозности: по всей стране возводятся церкви, мечети и синагоги. Это хорошо для искренне верующих! Но этот всплеск перехлестнул рамки уважения личности, и изгоями теперь оказались атеисты: незадолго до кончины нашего гениального физика Гинзбурга раздавались гневные голоса привлечь его к суду за отрицание им бога.
Но раз так, то пусть тогда учить, что человек сотворен богом и что разум присущ только ему, но никак не другим животным, верить, что молитва предотвратит землетрясения и лесные пожары, свидетельствовать по поводу бесовских плясок, учить средневековым представлениям - пусть всё это остается в церквях. Но только там. А сама церковь должна быть отлучена от государственных учебных заведений.
В XVII веке величайший философ Спиноза сказал в своём богословско-политическом трактате: "И так как нам выпало на долю редкое счастье - жить в государстве, где каждому предоставлена полная свобода суждения и каждому разрешается поклоняться богу по своему разумению, где милее и драгоценнее свободы ничего не признают, - то, думаю, сделаю приятное и небесполезное дело, если покажу, что эта свобода не только может быть допущена без вреда для благочестия и спокойствия государства, но что скорее её уничтожение означало бы уничтожение самого спокойствия государства и благочестия. И это самое главное, что я решил доказать в этом трактате. Для этого необходимо было прежде всего указать главные предрассудки касательно религии, т.е. следы древнего рабства, потом также указать предрассудки относительно права верховной власти… Отыскивая причины зла, я не сомневался, что оно возникло оттого, что толпе религией вменялось в обязанность смотреть на служение при церкви как на достоинство, а на церковные должности - как на доходную статью, и оказывать священникам высший почёт. Ведь, как только началось в церкви это злоупотребление, тотчас у всякого негодяя стало являться сильнейшее желание занять должность священнослужителя, любовь к распространению божественной религии переродилось в гнусную алчность и честолюбие, а сам храм превратился в театр, где слышны не церковные учители, а ораторы… О боже бессмертный! Благочестие и религия заключаются в нелепых тайнах! Люди, которые прямо презирают рассудок, отвергают разум и чураются его, точно он от природы испорчен, считаются взаправду - что горше всего - обладателями божественного света! На самом же деле, если бы у них была бы искорка божественного света, они не безумствовали столь высокомерно, но учились бы разумнее почитать бога и выделялись бы среди других не ненавистью, как теперь, но, наоборот, любовью; они не преследовали бы столь враждебно людей, разно с ними мыслящих, но скорее жалели бы их (если только они боятся за их спасение, а не за своё благополучие)".
Наука и привносимые ею знания важны для здоровья и силы государства, как плодородный слой для лесов и полей. Без научного знания общество окутывает тьма. Вспомним фантастическую повесть Айзека Азимова "Когда зажигаются звезды". Планете, где царит вечный день под шестью солнцами, грозит полное солнечное затмение от шести её спутников. Все в ужасе от незнакомой им надвигающейся Тьмы, о которой рассказали недавно расшифрованные древние рукописи, оставленные таинственно исчезнувшей древней цивилизацией. Эти рукописи поведали также о пожаре, который уничтожает книги, постройки - все, что прежняя цивилизация планеты открыла и сделала. И еще - о страшных глазах Вселенной - Звездах, взгляда которых человек не выдерживает и погружается в безумие. И вот Ночь стала опускаться на планету, и, желая уйти от нее, люди жгли все вокруг - книги, машины, здания. Самоотверженные спешили описать для потомков гибель цивилизации на оставшихся клочках бумаги. А, когда все было сожжено, с черного неба засверкали мириады ярких звезд - планета была в самом центре мощной галактики. Всех охватило безумие в окружившем их мраке… Через несколько часов солнца вновь засияли, люди ожили, но в разуме остались лишь малые дети. Им не на чем и не у кого было учиться - и на рухнувшую цивилизацию вновь опустилась многовековая тьма.
Давайте не допустим, чтобы ум наших детей опутала власть тьмы. Учите детей и передавайте им Знание и Умение. Это единственное, что поможет им, став взрослыми, выжить в нашем мире.
Лев Животовский
(заведующий лабораторией института общей генетики РАН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат государственной премии в области науки техники РФ, профессор Тимирязевской с/х академии и Сахалинского государственного университета, приглашенный профессор Стэнфордского университета и университета штата Аляска).