Системные оптимумы
Многие недалекие люди (которых, как оказывается, вокруг нас немало) считают, что топ-менеджеры ведущих мировых нефтегазовых компаний - а у них порой годовой заработок сравним с годовым доходом нашего муниципального образования - приезжают на несколько дней на Сахалин исключительно для того, чтобы потрепаться "ниачем" и поесть икру ложками.
В таких разговорах особенно умиляет икра - вот, оказывается, к чему стремится все цивилизованное человечество! Поесть ее ложками!
Но если отвлечься от дедушки Фрейда, то нельзя не признать, что вольно или невольно Сахалин с 2006 года стал одной из немногих (а по сути, единственной) площадкой, на которой обсуждаются проблемы взаимодействия богатого углеводородами Дальнего Востока России и "мировыми фабриками" северного АТР.
На кону стоят миллиарды долларов. И именно потому на "Нефть и газ Сахалина" едут упомянутые топ-менеджеры, тратя на наши "красоты" и "икру" свое время, час стоимости которого я даже не хочу называть, дабы не вводить в ступор читателей.
И нынешняя конференция "Нефть и газ Сахалина - 2013" была весьма значима. Да что там "весьма"! Там звучали слова, на которые любому вдумчивому человеку стоит ориентироваться как на решения съезда КПСС.
Во-первых, вектор нефтегазового развития страны определенно поворачивается на восток - на Дальний Восток, и "Газпром" как наше "национальное достояние" впереди.
Во-вторых, место главного энергетического ресурса планеты, действительно, начинает занимать природный газ.
Не потому, что он такой суперэкологичный. Просто его много, он есть везде и, в отличие от нефти, образуется не только в результате органического синтеза.
Не весь газ можно взять быстро. Со дна Охотского моря бьют трехкилометровые фонтаны метана, а газогидратов (метан, связанный с водой) по Охотскому морю разбросано триллионы кубов. Но технологий их добычи нет.
И пока мы берем тот газ, который попадает в структуры-ловушки.
И тут сразу и четко стоило бы уяснить одно обстоятельство - Сахалин никогда не был и не будет "вторым Кувейтом". Ловушки, созданные миллионолетними отложениями Амура, малы и переломаны тектоническими сдвигами.
Великолепное открытие "Газпромом" Южно-Киринского месторождения в 580 миллиардов кубометров газа все равно не идет ни в какое сравнение с Ковыктой, где 2 триллиона кубометров - это, пожалуй, больше, чем выявленные ресурсы по всему Сахалину. А есть еще и Чаянда - 1,2 триллиона кубометров газа.
Впрочем, замминприродресурсов РФ Денис Храмов считает, что на присахалинском шельфе возможна еще минимум пара открытий, подобных Южно-Киринскому. Но кто знает, кто знает…
А пока главный гнусный, грязный и очень соблазнительный скандал разворачивается именно вокруг нехватки ресурсов газа.
Зампреды "Газпрома" и "Роснефти" Александр Медведев и Влада Русакова с трибун друг другу улыбались и обнимались.
А потом вдруг оказалось, что "Газпром" резко против проекта "Роснефти" по строительству на Сахалине нового завода СПГ. Настолько против, что провел ради этого специальную пресс-конференцию, на которой обозначил данный месседж в адрес минэнерго РФ.
И аргументы "Газпрома" звучат абсолютно и полностью логично. Зачем "Роснефти" с "ЭксонМобил" строить свой завод? Это дорого - 18 миллиардов долларов (включая новую трубу из Ногликского района в Ильинское). Гораздо дешевле направить газ по уже имеющейся трубе в Пригородное, где поставить 3 линию существующего завода.
Газ - это те самые 7 миллиардов кубометров в год, который оператор "Сахалина-1" за неимением возможности выйти на рынок сбыта закачивает обратно в скважины. В свое время "Газпром" жестко и даже законодательно перекрыл предполагаемые поставки этого газа в Китай и годами пробовал заполучить его себе. Но режим СРП был режимом СРП, и "ЭксонМобил" с "Роснефтью" только смеялись…
А тут и времена меняются. К концу этого года рынок поставки газа на внешние рынки должен быть "либерализован" (за исключением труб "Газпрома"). А газ по проектам СРП вообще к этому не относится, то есть, если РН и ЭМ построят завод через ЭНЛ, то смогут продавать СПГ без проблем уже сейчас.
Правда, тогда Россия (если все будет через ЭНЛ) теряет многое - она начинает возмещать часть затрат (18 миллиардов долларов) по СРП. К этому сейчас и апеллирует "Газпром".
И все было бы логично, ведь совместная эксплуатация инфраструктуры предусматривалась изначально, и крупный завод по подготовке газа на Лунском не зря называется ОБТК - "объединенный береговой технологический комплекс", он должен был обслуживать все проекты. Да, все было бы логично, если бы… Это не было бы посланием "Газпрома". Интересы концерна здесь просматриваются совершенно очевидно.
Газ Южно-Киринского он намерен направлять на свой завод СПГ во Владивостоке.
Нет, газификация области будет продолжаться, и тут "Газпром" совершенно прав, говоря о том, что это надо делать от трубы "Сахалина-2". И вообще "Газпром" во многом прав, но вся беда в том, что это "Газпром".
А потому "в свою очередь, в "Роснефти" выразили благодарность партнерам и конкурентам за то, что масштабные проекты компании находятся в зоне внимания рынка, и подчеркнули: проект СПГ на Сахалине в критике конкурентов не нуждается".
А плюс ко всему прочему РН приняла Виктора Ишаева на должность вице-президента компании, он будет курировать дальневосточные проекты. При всем при том хороший ход - "свой" против "понаехавших тут"…
Однако в этом деле есть и третья сторона - Сахалинская область. Какую позицию займет она в этой жесткой схватке межу двумя крупнейшими нефтегазовыми концернами?
Но прежде чем говорить о том, какие мнения складываются в кулуарах власти, скажу о том, что сама по себе наша область нефтегазовым гигантам не интересна.
Напомню, что о конфликте вокруг нового завода СПГ сообщил на пресс-конференции начальник управления координации восточных проектов ОАО "Газпром" Виктор Тимошилов. Но мало кто знает, что на этой конференции звучали и другие вопросы. Например, о строительстве на Сахалине нефтеперерабатывающего завода. Его проект вроде бы рассматривается "Газпромом" на базе конденсата месторождений проекта "Сахалин-3".
Тимошилов традиционно сослался на то, что ресурсы конденсата еще недостаточно изучены, а потом произнес - зачем? Зачем на Сахалине? На Дальнем Востоке уже существует два крупных НПЗ, кроме того "Роснефть" строит еще один - самый крупный - около Находки.
- Мы должны искать не локальные оптимумы (НПЗ на Сахалине), а системные (региональные), - сказал Тимошилов.
Так вот, позиция правительства области такова: хоть новый завод СПГ, хоть 3 очередь, хоть НПЗ, хоть все вместе. Главное, чтобы хоть что-то построили и именно у нас.
И это, в принципе, правильно. Впрочем, и критики хотелось бы добавить.
Дело не должно ограничиваться одними производственными мощностями. Идея о том, чтобы сделать на Сахалине международный научный центр по освоению арктического шельфа уже звучала. И действительно, у нашей области есть такой уникальный шанс. Но о том, что правительство собирается использовать его, - не слышно. Судя по всему, никакой целенаправленной работы в этом направлении не ведется.
И знаете, почему я делаю такой вывод? Нигде - ни на упомянутой конференции, ни где-либо вообще не звучит название ДМНГ (намерено не расшифровываю название организации - кто знает, тот поймет). А ведь именно там сосредоточен весь опыт "шельфа". И без ученых-прикладников ДМНГ никакого международного научного центра у нас не получится. Как будто и нет их на Сахалине…