Трудовые ресурсы
Тема эта весьма непроста, но коль уже ее начал сам Путин, то почему бы не продолжить?
В начале октября на встрече с активом "Единой России" Владимир Путин заявил, что "Надо ужесточить наказания за незаконную деятельность на территории России, а также урегулировать деятельность незаконных мигрантов".
Зазвучали продолжительные аплодисменты.
Однако на очередном саммите АТЭС в Бали Владимир Путин говорил уже не для своих, а для мировой общественности. А потому слово "ужесточить" не звучало, звучало "ввести в более цивилизованные рамки". Более того, на пресс-конференции по итогам АТЭС Путин заявил, что "Выступает против введения виз в рамках борьбы с нелегальной миграцией".
Нельзя отталкивать страны СНГ. Поэтому никаких виз. Но процесс привлечения рабочей силы должен быть более цивилизованным. Вот и весь вердикт.
Тут аплодисменты потихонечку стихают, стоя продолжают аплодировать только сторонники ЕР и ОНФ, которым все равно, что сказал Путин, лишь бы это сказал Путин.
А Путин сказал очень важную и очень неприятную вещь.
Впрочем, как геополитик он совершенно прав.
Для некоторых государств СНГ: Таджикистана, Узбекистана, Киргизии - денежные переводы трудовых мигрантов в РФ напрямую влияют на формирование ВВП, превышая при этом инвестиции и поступления от экспорта.
Например, для Киргизии этот показатель близок к третьей части ВВП. При этом объем денежных переводов трудовых мигрантов в Кыргызстан с января по февраль 2013 года вырос на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.
Если ввести визы, то есть ограничить трудовую миграцию, страна взорвется и разорвется, и Россия получит под боком новое "осиное гнездо", через которое в обязательном порядке пойдет наркотрафик. Это нам нужно?
Но, с другой стороны, именно безвизовая миграция из Средней Азии все больше и больше раздражает граждан, к которым начинают прислушиваться власти и даже депутаты!
Разберемся с этим на примере нашей области.
Обыватель привык валить всех мигрантов в одну кучу: мол, понаехали тут. На самом деле здесь есть четкие градации.
Например, программа переселения соотечественников, то есть тех людей "русского мира", которые оказались за рубежом из-за распада Советского Союза, это профессионалы, свободно говорящие по-русски. Давно было пора помочь им перебраться в Россию, но занялись этим только несколько лет назад. Для того чтобы заманить их в РФ, им гарантируют трудоустройство, дают некоторые подъемные на переезд, ускоренное гражданство. Все остальное, включая жилье, на общих основаниях.
За 2010-2012 годы на территорию области вселилось 323 человека, из которых 220 человек - непосредственные участники, а 103 - члены их семей. Большинство соотечественников-переселенцев до участия в программе являлись гражданами Украины, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана, Белоруссии, Узбекистана и Армении.
Сейчас в области принята новая программа на 2013-2020 годы. За эти 8 лет планируется переманить из-за рубежа 800 человек, из которых 200 человек - непосредственные участники, 600 человек - члены их семей.
Думается, это не то количество, которое должно кого-то беспокоить.
Другое дело - трудовая миграция. Здесь есть, как минимум, два направления.
Во-первых, если можно так сказать, организованный набор. Предприятия говорят: нам не хватает рабочих рук и подают заявки на завоз гастарбайтеров. Эти заявки рассматривают, сверяют с возможностями местного рынка труда и, как правило, режут.
На 2012 год работодатели подавали заявки на 43 тысячи иностранных работников. Правительство области разрешило ввести 18 тысяч 816 человек. На нынешний год квота сокращена еще больше - до 10 тысяч 668 человек. При этом около 55 процентов согласованного объема квоты предусмотрено для граждан, прибывающих в РФ в визовом порядке, то есть из дальнего зарубежья, включая тех, кто работает на шельфе. Таким образом, из безвизовых стран - Узбекистана, Киргизии, Таджикистана - работодателям разрешено завести менее 5 тысяч человек.
И опять-таки, это не то количество, из-за которого стоит беспокоиться, тем более, что работодатель как завез гастарбайтеров, так и обязан их вывезти.
Но дело в том, что из упомянутых безвизовых стран к нам едут еще и самостоятельно, это во-вторых. И поток этот никаким правительством области уже не регулируется. А он как раз и самый значительный.
За 6 месяцев 2013 года в УФМС по Сахалинской области оформлено 1975 виз, но при этом на миграционный учет поставлено 30999 иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом, исходя из заявленной в миграционной карте цели въезда, большинство указало "трудовую деятельность" - 22792 человека, в целях осуществления деловых поездок - 1362, с частными целями - 1424, с туристическими целями - 905 человек и т.д.
Основной - до 70 процентов - контингент трудовых мигрантов составляют приезжие из стран ближнего зарубежья - Узбекистана, Киргизии, Таджикистана. Это в большинстве своем низкоквалифицированная рабочая сила, без образования, опыта работы и владения русским языком.
Да, безвизовый въезд разрешен на 90 дней, а для работы на территории страны трудовым мигрантам необходимо временно зарегистрироваться по месту жительства, встать на миграционный учет и получить соответствующее разрешение на работу или купить патент. И по мнению специалистов, пребывание трудовых "безвизовиков" носит, в основном, временный характер. Приехали, отработали и уехали.
Однако даже в УФМС не скрывают, что многие задерживаются у нас подольше и переходят в статус "нелегалов". Таковых, по оценкам УФМС, до 6-7 тысяч человек. Их периодически отлавливают, и центр временного содержания, откуда происходит депортация, не пустует, но слишком велико количество.
Да, и что, пожалуй, более важно - они, как и все трудовые мигранты, уже прочно вписаны в экономику области.
Собственные трудовые ресурсы области крайне ограничены и, более того, год от года они, к сожалению, только тают. Если в 2008 году трудовые ресурсы по всем категориям насчитывали 387,6 тысячи человек, то по данным областного минэкономразвития, на 1 января этого года, численность трудовых ресурсов в регионе стоит на уровне 361 тыс. человек. Основная часть - это население в трудоспособном возрасте - 318 тыс. человек (88,1%), подростки и пенсионеры, способные работать - 21 тыс. (5,8%), а также иностранные трудовые мигранты - 22 тыс. (6,1%).
А между тем, по данным статистики, с начала года 949 организаций области заявили о потребности в 23491 работнике. С учетом имевшихся на начало года вакансий, потребность в рабочей силе составляла 32237 человек, причем 79,6% вакансий рабочих профессий. В течение полугодия было заполнено 19963 вакансии, в результате чего на конец июня в органах службы занятости имелось 12274 вакантных места.
Но это только цветочки. По прогнозу минэкономразвития, в связи с реализацией различных крупных и не очень проектов (СахГРЭС-2, завод СПГ и т.д.) потребность в трудовых ресурсах будет только возрастать - минимальная дополнительная потребность в кадрах к 2015 году составит 11,6 тыс. человек, к 2020 году - 30,3 тыс. чел.
Где их брать? "Воспроизводить" на месте? Но число учащихся с 2008 года также упало с 21,8 до 17,5 тысячи человек.
Как видим, трудовая миграция будет продолжаться - это объективно. Но в том и заключается опасность.
В принципе, Сахалинская область в ее нынешнем виде образовалась именно из трудовых мигрантов. И те, кто кричит "понаехали тут", сами мигранты или прямые потомки мигрантов.
Но тогда все это происходило в единой социокультурной среде, именуемой Советский Союз.
Сейчас все иначе. Социокультурная целостность территории подвергается угрозе вторжения иной культуры, причем, весьма агрессивной. Да, большинство мигрантов приезжает просто работать. Они нормальные работяги, готовые трудиться с утра до ночи, чтобы прокормить родных в своих обнищавших странах. Но есть факты, что в их среде ведут активную работу разного рода проповедники (из "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" и т.д.) и выявленные в этом году на Сахалине выходцы из Индонезии, Ливии, Алжира явно прибыли к нам не бетон на стройках месить…
Другая опасность - деформация рынка труда. Сколько в целом получают трудовые мигранты, сказать трудно. Порой, поболее местных. И тут опять приходится обратиться к нелюбимой многими статистике. А она свидетельствует, например, о том, что в строительной отрасли заработная плата стала ниже среднеобластной, тогда как всегда была выше. Специалисты утверждают, что это прямой демпинг мигрантов.
А это означает, что многие профессии для местных становятся непрестижными, эти рабочие места занимают мигранты, что, в свою очередь, еще больше раскручивает колесо замещения культур.
И, естественно, качественно падает культура трудовых отношений. "Не нравятся условия труда? А вот "равшан" работает, и ничего". В результате наработанные десятилетиями социально-трудовые гарантии становятся второстепенными, что в будущем ударит по всем очень сильно…
А на объективную реальность дефицита трудовых ресурсов накладываются еще и жадность предпринимателей и обывателей (что вело ту гражданку, которую недавно застукали за тем, что она прописала в своем домишке 600 мигрантов?), а также истерики по поводу "валить надо с кочки (рашки)". Иногда создается впечатление, что подобные призывы вбрасываются намеренно - чтобы расчистить дорогу мигрантам…
И самое главное - никто не знает, что со всем этим делать. И даже Путин не знает. Как он сказал на вышеуказанных мероприятиях, надо сделать так, чтобы к нам приезжали люди, знающие русский язык и уважающие русскую культуру.
А вот цитата о том, как это происходит на деле: "Несмотря на принимаемые меры: организацию безвозмездных курсов, а также наличие платных курсов на базе действующего центра по сертификации знания русского, агитацию через представителей диаспор - трудовые мигранты изучать язык не идут… Иностранные граждане, записавшиеся в самую последнюю группу на бесплатные курсы, через месяц обучения ходить перестали".
"А когда нам учиться, если работаем дотемна", - возражают приезжие…
Впрочем, вышел закон о том, что с 2015 году они не смогут трудоустроиться, не подтвердив знание государственного языка РФ. Однако в нашей коррумпированной стране такие запреты обходятся с легкостью. Не лучше ли все-таки ввести визы?