Маяк мыса Анива. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 08:53 SAKH
16+

Маяк мыса Анива

Туризм, Weekly, Общество, Корсаков

Просыпаюсь в два часа ночи. Юго-западный ветер не утихает. На стене комнаты, в свете уличного фонаря, шевелятся тени ветвей и листьев деревьев. Если к утру не утихнет, то запланированная поездка на Тонино-Анивский полуостров и посещение скального маяка на мысе Анива не состоится.

В половине шестого открываю глаза - листья неподвижно пропечатались на стене. Следом раздается звонок Сергея:

- Едем…

Он успел с утра связаться с членами клубом "Бумеранг", которые помогут нам осуществить морскую часть пути, и уточнил навигационную обстановку на маршруте.

Они будут ждать нас в Новиково.

На часах половина седьмого. Сажусь в подъехавшую машину. Кроме нас в автомобиле еще двое. Один из попутчиков работает в автосервисе, занимается кузовными работами. Приехал на Сахалин из Бреста семь лет назад - увлекся автотуризмом.

- Поедаю все, что написано про Сахалин…

Его приятель заражен искусством фотографии и мечтает сегодня непременно схватить на фотокамеру какой-нибудь "шедевр"…

Новиково.

Морской берег
Морской берег
Мыс Белый камень
Мыс Белый камень
Убежище за Белым камнем
Убежище за Белым камнем
Хоандэн в Новиково
Хоандэн в Новиково

Школьный павильон - хоандэн - отдельно стоящее бетонное сооружение в виде маленького синтоистского святилища на улице Пограничников. Козырек над входом частично обрушен. Само школьное здание не сохранилось. Они обычно строились из дерева и часто подвергались пожарам. В павильоне хранились священные реликвии: портрет императора и копия текста Императорского Рескрипта об образовании - свода законов и предписаний, определявшего приоритет власти императора над умами подданных. Во время различных школьных церемоний его торжественно зачитывали перед строем замерших в полупоклоне детей. Церемония сопровождалась криками банзай, речью директора школы и пением государственного гимна Кими га ё.

Все это обычно продолжалось в течение часа в торжественной атмосфере. Школьники должны были твердо усвоить, что жизнь японцев зависит от императора.

На сопочке с южной стороны села рядом кладбище и свалка мусора. Еще выше створный маяк. Сверху открывается вид на порт-ковш, выстроенный японцами. Он сильно разрушен. К нему спускаемся по узкому ущелью. Волноломы в дырах и трещинах. На воде качается буй, указывающий траекторию движения входящим лодкам - узкую щель среди каменных обломков…

В порт-ковше Новиково
В порт-ковше Новиково
Водопады
Водопады
Идем на юг
Идем на юг

На берегу нас встречает Вячеслав Козлов - руководитель полевых программ Сахалинской областной общественной организации "Клуб "Бумеранг". Здесь уже стоят несколько машин и палатка.

Вячеслав проводит инструктаж среди студентов одного из колледжей, которые сегодня тоже отправляются в путешествие. Они и их преподаватели занимают обе лодки.

- В лодке не курить - бензин. Не паниковать, не падать за борт… Если обнаружите, что лодка получила повреждения, сообщить. Колюще-режущие предметы спрятать поглубже в карманы или рюкзаки. При высадке помогать друг другу. Надеть и застегнуть спасательные жилеты. Квалификации экипажа достаточно, чтобы эффективно действовать в экстремальной ситуации…

По завершении инструктажа оставляем свои подписи в журнале по технике безопасности.

На море волнение. Но это еще что. Вчера море встряхивало так, что были сомнения в том, что цель будет достигнута. Надеваю привезенные с собой болотные сапоги. Поверх спасжилета натягиваю плащ с капюшоном. В 10:00 пролезаем в узкую щель, выходим в море и поворачиваем на юг. Ветер напирает, и соленые брызги залетают внутрь лодки. Обе лодки идут в пределах видимости друг друга и связаны между собою радиосвязью.

Мыс Три Камня. Вокруг него в обхват бетонный настил дороги, проброшенной японцами.

Устье реки Горемыка. Южное - здесь стояла наша пограничная застава. Еще раньше здесь зимовали японские маячники в специально построенном поселке Сатоо. Были воздвигнуты дома для специалистов и прислуги, склад, радиостанция. Квартиры специалистов были оборудованы ваннами.

Устье реки Горбуши. Волной заплескивает лодку, потом еще раз. До берега 200-300 метров.

Кто-то из пассажиров судна осторожно высказывает мнение о том, что сегодня нам не удастся пройти к маяку на мысе Анива и нужно повернуть назад...

12:00. Слева по борту мыс Белый Камень, где намечена короткая остановка. За ним неожиданно открывается тихая бухточка с песчаным пляжем, что-то похожее на "фуку рома" (морской карман), так японцы называли убежища для рыбацких лодок, устроенные в скалистом берегу. При нашем приближении баклан поднимается с уступа и уходит в море, проскользнув между лодкой и скалой. На ней со стороны пляжа вывешен канат, по которому можно легко забраться наверх.

У самой подошвы камня на высоте полутора метров находится горизонтальный лаз глубиной до четырех метров с поворотом в середине под прямым углом, вырубленный людьми. На каменных крошках черные головешки. В непогоду здесь могут надежно укрыться один-два человека.

Короткий обмен мнениями между капитанами судов, и через четверть часа мы вновь идем на юг, теперь уже ближе к берегу, где волны не так заметны. Мысы Мраморный и Слюда. Дальше будто белые вывешенные полотенца - водопады. Над ними гора Крузенштерна (669,6 м) с довольно крутыми склонами с глубокими прорезями оврагов.

- Сюда туристы пытаются подниматься зимою на снегоходах… - свидетельствует Вячеслав.

Живописные склоны в осенних красках. Каменные осыпи, поросшие лесом. По берегу у подошвы горы можно пройти чуть ли не к самому мысу по узкой как лезвие ножа каменистой береговой полосе.

К половине второго мы наконец достигаем цели. На мысе Нака-Сиретоко-мисаки (мыс Анива) взлетают птицы.

В айнской топонимике этим словом обозначали "выдающийся мыс", или "мыс, похожий на клюв птицы".

Маяк мыса Анива
Маяк мыса Анива

Сам маяк расположен на отдельно стоящей скале Сивучей. К ней, огибая мыс, был проброшен пешеходный переход. Его сейчас нет. Волны лупят по отполированным камням, взлетая кипами брызг. С первого взгляда понятно, что высадка невозможна или чрезвычайно опасна, что собственно не уменьшает испытываемого всеми эмоционального подъема. На краю матерой части мыса прямо над нашими головами, вырубленный дождями и ветрами, неподвижно восседает каменный божок, с буддийским спокойствием, бесстрастно оглядывающий белесое пространство...

По свидетельству И.Самарина, маяк на мысе Нака-Сиретоко-мисаки (мыс Анива) был установлен в 1939 году в период губернаторства Карафуто. Автором проекта был инженер Миура Синобу.

Высота башни 31 метр. Высота огня 40 метров над уровнем моря. Башня имеет девять этажей. На цокольном этаже располагалась дизельная и аккумуляторная. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй радиорубка, аппаратная и вахтенная. В третьем, четвертом, пятом этажах башни были жилые комнаты, рассчитанных на 12 человек. Жилые помещения оборудованы маленькими круглыми окнами - иллюминаторами. На шестом этаже находилась кладовая, на седьмом - механизмы пневматической сирены, на восьмом склад горючего, на девятом располагался вращательный механизм. Проблесковый осветительный аппарат приводился в движение при помощи часового механизма.

В центральной части башни проходила труба, внутри которой подвешен маятник - гиря 270 килограммов - заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути, использовавшейся японцами в качестве подшипника. Дальность действия маяка составляла 17,5 миль.

Модель маяка на мысе Нака-Сиретоко-мисаки была поднесена императору Хирохито как символ преодоления невероятных трудностей, с которыми пришлось столкнуться строителям.

А до того течения, частые туманы, подводные каменистые банки в свое время вообще способствовали появлению легенды, что мыс Нака-Сиретоко невозможно обогнуть морем, а кое-кто из японских предпринимателей - ловцов сельди - даже затеял строительство канала через озера Тунайча и Чибисанское, соединяющего Охотское море и Анивский залив….

Стены башни вытерты штормами. Оконные и дверные проемы частично разрушены. Система водяного отопления была сделана после войны, всюду проржавленные трубы.

Над овальной, выдающейся вперед частью маячного комплекса надстройка, Она топорщится рассыпающимися шлакоблоками и к оригинальному техническому проекту японского архитектора не имеет никакого отношения. Она сделана уже при советской власти. Над надстройкой надпись "Осторожно, радиоактивно!" и росчерк символа молнии, сверху - вниз, навстречу периодически восходящим на башню туристам, в т.ч. с материка…

- Впервые мы посетили маяк в 2004 году… - рассказывает Вячеслав. - Уже тогда он представлял жалкое зрелище. Тогда же опубликовали заметку о плачевном состоянии маяка. Две изотопные установки, питавшие маяк, были вывезены военными отсюда в 2005-06 годах. Позже были поставлены солнечные батареи и аккумуляторы. Современные дозиметры наличия радиации не фиксируют.

До начала 90-х годов маяк был обитаемым.

Облуживание маяков, находящихся в южной части Сахалина, и в том числе маяка на мысе Анива, осуществляется гидрографической службой (Корсаков). Если для выполнения основных функций гидрографы находят какие-то средства, то вопрос о сохранении маяка как памятника архитектуры и маячного строительства военными не обсуждается. Гидрографы просто не в состоянии заниматься ремонтом и благоустройством маяка.

С той поры, как маячный комплекс был отдан на откуп автоматике, присматривать за ним по большому счету стало некому. Выбитые ветром и волнами двери не восстанавливались, повышенная влажность и соленые туманы способствовали развитию коррозии металла и разрушению дерева, а конфликты между вандалами и обслуживающим персоналом приобрели хронический характер…

Вместе с тем, маяк на труднодоступном, скальном мысе Анива - это не только действующий технический комплекс, но и культурное наследие, которое нуждается в пристальном внимании не только общественности, но и правительства Сахалинской области.

- За десять лет после первого нашего посещения ситуация практически не изменилась. Риск разрушения возрастает. Мы произвели санитарную очистку маяка. Забили нижние окна, чтобы не заплескивала морская вода, не набивался снег и лед. Собирали и утилизировали разлившуюся ртуть. Очистили вентиляцию, занимались укреплением гидроизоляции. Стерли надписи, которые периодически появляются на стенах и скалах… Возможности добраться сюда увеличиваются - на катерах, моторных лодках. Как-то обнаружили остатки состоявшегося здесь крупного пикника - люди поели - попили, в остатке - обожженные скалы, мусор, битое стекло… Волонтерская работа, конечно, сплачивает людей, но наших сил недостаточно для восстановления маяка. Необходима экспертиза и какие-то инженерные работы, чтобы вернуть ему прежний архитектурный облик...

Тем более что маяк на мысе Анива по-прежнему активно используется как визитная карточка области, образ маяка можно увидеть в различных изданиях, открытках, календарях.

Свет маяка долгие годы был залогом безопасности судов, многие моряки обязаны ему своей жизнью, как и другим маякам Сахалина. Маяку на мысе Анива требуется срочная помощь. В настоящее время с развитием радио- и спутниковой навигации световые маяки уходят в небытие. Многие морские державы приняли специальные программы по сохранению и превращению маяков в памятники истории и техники. Они охотно посещаются туристами. Будет непростительно, если Сахалинская область потеряет этот уникальный исторический объект и техническое сооружение, не имеющее аналогов на всем Дальнем Востоке.

Вячеслав уверенно управляет лодкой, помогая нам осмотреть маяк со всех сторон. В 14:00 он решительно поворачивает лодку на север. Ветер усиливается…

Молодые люди утомлены, то один то другой, попрятав от летящей воды фотоаппараты, сползают с бортов внутрь лодки - так безопаснее, и дремлют. Через час прошли мыс Мраморный. Вновь небольшая передышка. Некоторые из путешественников успевают подкрепиться бутербродами, напиться чаю…

Идти легче, так как ветер теперь не препятствует движению, лишь изредка он нападает с кормы, подталкивая лодку, забрасывая острыми брызгами. Второй лодке - поменьше, досталось больше - все кто находился в ней, изрядно вымокли.

Мы снова в Новиково. Едва не забываю снять и вернуть спасательный жилет - пообвыкся.

- Что же вы мне мокрые деньги даете, - сетует продавщица, обращаясь к молодежи, покупающей в магазине сладости.

В 17:30 покидаем село с большими выбитыми полянами, на которых когда-то стояли дома.

На обратном пути наблюдаем великолепный закат.

Солнце на огромных, широко расходящихся опорах высится над заливом, пока не гаснет совсем…

Новости по теме:
Подписаться на новости