Прогноз баланса
О сложной и неоднозначной проблеме трудовых ресурсов придется, наверное, говорить еще не раз. И прежде всего потому, что в обществе к ней складывается неоднозначное отношение.
И вот уже и власти, прислушиваясь к общественному мнению, начинают ужесточать политику в отношении трудовой миграции. Например, минстрой рапортует: "В сравнении с 2012 годом привлечение иностранных рабочих в 2013 году снизилось на 27% от общего количества и составило 8 тысяч человек".
Сокращение на 27 процентов — это неплохой результат. Правда, и объем подрядных работ в прошлом году был снижен на 14,5 процента. А что будет если убрать всех иностранцев, а это даже сейчас 38 процентов от численности всех работающих в стройкомплексе области?
Кем их заменить?
Известный тезис "Платите больше, и появятся местные" — только красивый лозунг. В реальности, во-первых, это приведет к серьезному удорожанию стоимости строительства и крайне важной для всех нас "цене квадратного метра", а во-вторых, набрать необходимое количество людей все-равно не получится.
Об этом свидетельствуют регулярно рассчитываемые "Прогнозы баланса трудовых ресурсов". В настоящее время актуален разработанный агентством службы занятости "Прогноз баланса трудовых ресурсов Сахалинской области на 2014 год и плановый двухлетний период 2015-2016 годы".
В основу анализа был положен умеренно-оптимистичный сценарий прогноза социально-экономического развития области. Но даже при умеренном оптимизме был сделан вывод о том, что "На 2014-2016 годы в Сахалинской области продолжится снижение общей численности населения, что повлечет за собой сокращение численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, основного источника формирования трудовых ресурсов, на 4,3 тыс. человек (1,4%) к 2016 году по сравнению с 2012 годом".
Таким образом, ожидаемый рост экономики будет по-прежнему находиться в противоречии с нарастающей нехваткой рабочих рук. А потому "Потребность в иностранной рабочей силе для реализации крупных инвестиционных проектов в секторах региональной экономики и обеспечения текущей деятельности предприятий сохранится в количестве 26-27 тыс. человек".
При этом стоит уточнить, что, например, в этих крупных инвестпроектах не учитывалось возможное строительство новых производств СПГ. С ними, действительно, ясности пока нет. Но СПГ от "Эксон-Роснефть" уже законтрактован на 2019 год, то есть стройка должна начаться. А, напомню, 2 фаза "Сахалина-2" (строительство трубы и завода) на пике интенсивности потребовала 13 тысяч человек, и большую часть из них пришлось завозить.
При этом не стоит думать, что власти делают ставку исключительно на трудовых мигрантов, полностью игнорируя своих. Наоборот.
В областной госпрограмме "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2014-2020 годы" большую часть занимают меры (насколько эффективные — это уже другой вопрос), направленные именно на использование местных трудовых ресурсов, в том числе на вовлечение в трудовую деятельность по возможности всех еще не занятых: инвалидов, женщин, воспитывающих малолетних детей, молодежи, граждан предпенсионного и пенсионного возраста (например, предполагается, что удельный вес работающих пенсионеров старше трудоспособного возраста в численности трудовых ресурсов возрастет с 6% в 2012 году до 6,5% в 2016 году)".
Предусматривается ежегодное внутреннее перемещение более 8 тысяч ищущих работу граждан на временные, сезонные работы и даже "включение в экономически активную часть представителей маргинальных групп населения, адаптацию их на рынке труда и содействие трудовой занятости".
И тем не менее, с внутренними ресурсами возникают объективные трудности. Во-первых, нас просто мало. Во-вторых, в сознание определенной части активного населения внедрена четкая установка — "Валить надо с кочки". В-третьих, в наличии:
- "уменьшение численности трудовых ресурсов в результате сокращения численности населения трудоспособного возраста;
- снижение качества рабочей силы в связи со старением и сокращением кадрового состава высококвалифицированных рабочих на предприятиях;
- несбалансированность между наличием свободных рабочих мест и качеством трудовых ресурсов, в том числе с учетом уровня квалификации;
- несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда, недостаточная профориентационная работа с молодежью по выбору профессий, востребованных на рынке труда (инженерно-технических работников, рабочих профессий для различных сфер экономики);
- сохранение значительной (рыночной) дифференциации в оплате труда между различными сферами экономической деятельности, что приводит к оттоку квалифицированных специалистов в другие секторы экономики;
- низкий уровень территориальной мобильности населения".
И не секрет, что серьезная проблема трудоустройства существует у людей с низкой конкурентоспособностью на рынке труда. В их числе как раз женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных учреждений без опыта работы), уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы, длительно не работающие граждане.
Тут ключевой тезис — "низкая конкурентоспособность". В рыночных условиях он, собственно, и играет определяющую роль.
А потому "Удовлетворение потребностей экономики в рабочей силе будет осуществляться за счет развития внутренней и внешней трудовой миграции, привлечения специалистов из других регионов, иностранной рабочей силы, соотечественников проживающих за рубежом".
Последнее, кстати, особенно актуально в связи с украинскими событиями. В самом деле, если уж приезжие необходимы для развития, то пусть лучше это будут люди нашего языка и культуры.
Но прогноз баланса был сделан еще до известных событий. А потому программа по соотечественникам предусматривает вселение на территорию области до 2020 года всего 1050 специалистов и членов их семей (150 человек год). И денег на это предполагается затратить всего 37618,4 тысячи рублей — чуть более 1 процента от всего объема финансирования госпрограммы, оцениваемой в 3174607,4 тысячи рублей.