Дышите — не дышите. Сахалин.Инфо
9 сентября 2024 Понедельник, 22:55 SAKH
16+

Дышите — не дышите

Экономический обзор, Weekly, Общество, Политика, Южно-Сахалинск

Мониторинг общественных откликов на деятельность по совершенствованию стратегии Южно-Сахалинска показывает традиционную неинформированность входящих в дискуссию участников о том, что происходит в городе.

Взять хотя бы транспортную составляющую.

Вот мелькнула информация, что будет строиться второй восточный выход из города, то есть дорога на Лесное. И сразу — шквал возмущений, сопровождаемый массой нелестных эпитетов. О чем, мол, думают эти власти, эти проектировщики, когда городу нужно то, то и то...

Граждане, успокойтесь. Дорога на Лесное — это перспектива настолько отдаленная, что по ее поводу и тревожиться не стоит, хотя обстоятельства появления этой идеи любопытны.

Вот уже много лет в зале заседаний мэрии (там, наверное, бывали многие, во всяком случае, кто желал, тот бывал) висит карта городского округа. На ней пунктиром обозначены его перспективные границы. Присмотритесь внимательно: Лесное, Охотское включены в состав городского округа.

Есть такая идея. О ней можно спорить. Но не более того. Никто в ближайшие годы воплощать ее в жизнь не собирается, поскольку мороки много, а проблема отнюдь не первостепенной важности.

Поэтому забудьте про дорогу на Лесное.

А вот что касается всех других трасс, то не думайте, что специалисты по градостроительному проектированию и чиновники — люди глупые и не знают, что нужно городу. В проектах, точнее в планах, есть "и то, и то, и то". Горького до Охотской трассы, Комсомольская до Украинской со строительством многоуровневой развязки, Железнодорожная до Репина, Пограничная до Железнодорожной и Горького, Победы, как минимум, до микрорайона Сусуя, а в перспективе до анивской трассы и аналогично — Пуркаева, Бумажная до Холмского шоссе, Фархутдинова — в обоих направлениях, от Горького до объездной, и, конечно же, новый западный объезд. Причем, если я что-то не упомянул, это не означает, что этого в документах нет — ищите.

В реализации этих планов, конечно, множество нюансов (вспомним развязку на Сахалинской, которую попытались сделать с наскоку), но были бы деньги, и все со временем можно сделать.

Но вот только решит ли это проблему, которая постепенно становится в Южно-Сахалинске наиглавнейшей, то есть проблему загрязнения атмосферного воздуха?

То, что воздух в Южно-Сахалинске грязен, общеизвестно. Город в числе лидеров в стране по загрязнению воздуха, и это в отсутствие серьезной промышленности.

Обычно грешили на ТЭЦ-1, на частный сектор. Но вот ТЭЦ перевели на газ, а когда газифицируется частный сектор (когда — следите за разработкой и реализацией схем газификации городского округа), на кого будем ссылаться?

Как бы кто ни противился, а останется только одно — транспорт. Уже сейчас именно он выдает в воздух основные объемы бенз(а)пирена и формальдегида.

Согласно отчету о состоянии окружающей среды, которое областное министерство природы готовит ежегодно, в 2012 году (отчет за 2013 год появится летом) в Южно-Сахалинске: "Среднегодовая концентрация бенз(а)пирена соответствует значению 4,7 ПДК. Повторяемость концентраций выше 1 ПДК составляет 100% на обеих станциях. Максимальная из среднемесячных концентраций (14,5 ПДК) отмечена на станции 1 в

январе... Среднегодовая концентрация формальдегида соответствует значению 4 ПДК".

Напомним, "Бенз(а)пирен — вещество 1 класса опасности, канцероген, вызывает раковые опухоли. Формальдегид — вещество 2 класса опасности. Высокие концентрации формальдегида негативно влияют на легочную систему".

Эту напасть рано или поздно придется убирать, иначе никакого "современного комфортного города" не получится.

И вот здесь имеется несколько определяющих моментов, на которых внимание заостряется слабо.

Во-первых, Южно-Сахалинск расположен крайне неудачно, в месте, где часты атмосферные инверсии, проще говоря — застойные явления. И что это такое, горожанам объяснять не надо.

Здесь, наверное, было бы неплохое место для небольшого административного центра сельскохозяйственной провинции. Именно так и строили Тойохару. В 1935 году здесь проживали 28 459 человек. К 1940 году население выросло до 47 тысяч человек, но все равно это было чуть более 10 процентов от населения Карафуто.

А сегодня Южно-Сахалинск собрал 40 процентов жителей области, и практически каждый имеет автомобиль. Но и это еще не все.

Много разговоров о выводе из города транзитного транспорта — мол, будет почище. Но большегрузный транзитный транспорт из центра города уже давно выведен. И не в транзитном транспорте дело. Через Южный едут не проездом: в Южный целенаправленно едут на работу из Долинска, Анивы, Корсакова. Едут на личных автомобилях, которые дают свободу и удобство передвижения. Это тысячи автомобилей.

Кроме того, в последние годы городские власти начали воплощение в жизнь концепции "сити-пригород". Люди, как на Западе, живут в экологически чистых пригородах, а ездят на работу в "сити", то есть центральную часть города.

Это выглядит вполне логично, и стихийно это движение началось давно.

Но дело в том, из этих пригородов в "сити" неизбежно хлынет новый поток автомобилей, а исторически в этом самом "сити", которое условно определяется в квадрате улиц Украинская — Горького — Фархутдинова -Железнодорожная, проживает 140 тысяч человек.

Здесь самая высокая на Сахалине концентрация населения — почти 7 тысяч человек на квадратный километр (на 21 квадратном километре проживает 28 процентов населения области!), самая высокая концентрация автотранпорта, а, стало быть, и его выхлопов — самые неблагоприятные по атмосферным инверсиям условия проживания.

То есть концепция "сити-пригород" комфорта в городе не прибавит.

Понятно, что в идеале стоило бы все снести и построить областную столицу в месте более благоприятном. Но столь же понятно, что это несбыточно.

Помнится, была идея вынести из города на западный борт Сусунайской долины всю железнодорожную инфраструктуру, которая тоже дает "копоти". Железнодорожники улыбнулись и нарисовали цифру, во сколько это обойдется. Вопрос отпал сам собой... Так что в любом случае придется исходить из реалий.

От того-то все чаще и всплывает идея ограничений, перехватывающих парковок, временных парковок и т. д.

Многих это насторожило или даже разозлило.

Хотя, например, идея перехватывающих парковок выглядит очень даже неплохо. Никто не заставляет ставить автомобили на окраине города. В районе Вокзальной, в двух шагах от мэрии, там где сносится старый микрорайон, можно поставить механизированные многоуровневые автостоянки (в той же Японии они действуют очень давно), когда автомобиль на платформе поднимается на свой уровень (на 100 квадратных метров земли — 34 машиноместа) и там дожидается хозяина. Ну а до офиса в центре города можно вполне и пешком дойти...

А вот у всех социальных учреждений: больниц, школ, детских садов — надо делать нормальные парковки, но — временные. Приехал, уехал. А за превышение лимита — уже плата...

Но, опять же, успокойтесь, это (и многое другое) пока только на уровне идеи. Пока совершенно непонятно, кто всем этим будет заниматься, как отреагируют автовладельцы, что делать с собственниками МКД, которые сознательно превращают свои дворы в автостоянки и даже устанавливают для этого шлагбаумы...

Пока просто постарайтесь дышать пореже.

Новости по теме:
Подписаться на новости