Санкции и инвестиции
Наверное, нет смысла рассказывать о всех технологиях информационной войны, которая развернулась сейчас вокруг украинских событий — желающие могут обратиться к специализированным источникам.
Для нас важно то, что в ходе этой войны на нас обрушивается огромное множество так называемых "фейков" (от англ. fake — поддельный), а проще говоря, дезинформации, значительно искажающей картину реальности.
В качестве наиболее близкого нам примера можно привести информацию, появившуюся от одного более чем влиятельного информагентства, которая мгновенно распространилась по другим сайтам: "Американская Exxon выходит из СРП-проекта "Сахалин-1", заменит ее сахалинская администрация. Компания уходит из-за санкций, введенных США в отношении России... Об этом в четверг сообщает агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в сахалинской администрации".
Данная дезинформация нашла радостный отклик в местном интернет-сообществе, которое активно приступило к обсуждению предполагаемого события, хотя "фейковый" характер сообщения был виден невооруженным взглядом: во-первых, "администрации Сахалинской области" нет уже дай бог сколько лет, а какой-то "источник" в ней продолжает работу; во-вторых, не то чтобы правительству области не хотелось бы получить долю в сверхприбыльном "Сахалине-1" (и автору этих строк хотелось бы, что скрывать!) — да где столько денег взять?
Но и причины, почему дезинформация нашла своего потребителя, вполне понятны. Одна из них заключается в непрекращающихся разговорах о так называемых санкциях. Что-то же должно произойти конкретное, не так ли?
А вот тут начинаются странности.
Недавнему экономическому форуму в Петербурге (как, впрочем, и сочинской Олимпиаде) предсказывали грандиозный провал — из-за санкций никто на него не приедет. Получилось наоборот.
Если говорить о наших делах, то именно там "Роснефть" и ExxonMobil продлили срок действия соглашения о строительстве завода по производству сжиженного газа на Сахалине. Ни на йоту не отказывается от сотрудничества с Россией и ВР, президент которой Роберт Дадли должен был проигнорировать форум. А он "не только приехал в Петербург, но и пропел настоящую оду своим российским партнерам:
"Судя по договоренностям с Китаем, в России стараются смотреть за горизонт, заключая долгосрочные контракты на 25-30 лет. Мы должны действовать так же, осознавая, что отношения с "Роснефтью" (BP принадлежит 19,7% крупнейшей нефтяной компании России) для нас — это не разовые сделки, а стратегическое партнерство, основанное на взаимной выгоде, доверии. И мы очень рады быть составной частью российского энергетического комплекса".
А вот заявление исполнительного директора Exxon Mobil Рекса Тиллерсона на собрании акционеров в городе Ирвинг, штат Техас: "Политическая ситуация на Украине и санкции, введенные западными странами в отношении России, не влияют на сотрудничество компании с "Роснефтью" и проведение буровых работ на Сахалине и в Карском море". Тиллерсон не только отметил, что его компания выступает против санкций, но и дал понять, что будет отстаивать свою точку зрения в администрации США: "Наше мнение слышат на самом высоком уровне. Мы не считаем санкции эффективными. Вводя их, власти должны задуматься над вопросом, кому они, на самом деле, причиняют вред".
Словом, ничего личного, политика — политикой, а бизнес есть бизнес. И никто из иностранных граждан не бросил работу на проектах и не уехал из "гадкой России".
Хотя, конечно, тут не все просто. США своим огромным политическим весом продолжают давить на своих союзников, и те находятся в состоянии некоторого раздрая.
Наверное, мало кто из нас обратил внимание на состоявшийся на прошлой неделе визит председателя Госдумы Сергея Нарышкина в Японию.
А между тем Нарышкин внесен в главный санкционный список лиц, которым запрещено въезжать в США, а также другие страны, поддержавшие санкции. Япония их поддержала. Но как-то вот так получилось...
США уже выразили свое крайнее недовольство: "Мы обеспокоены".
"После того как японское правительство одобрило визит Нарышкина в Японию, уровень доверия в отношениях между США и Японией может ощутимо снизиться", — пишут в японских газетах.
Конечно, ничего страшного между США и Японией не произойдет. Но все это в очередной раз показывает двусмысленность ситуации с санкциями — если уж американские компании игнорируют требования своего правительства, то что уже говорить о других.
Поэтому санкции санкциями, а нас должно гораздо более беспокоить иное. На состоявшемся на прошлой неделе Дальневосточном медиасаммите состоялась встреча с заместителем министра по развитию Дальнего Востока Максимом Шерейкиным.
Этого человека называют одним из архитекторов "калужского экономического чуда": за 10 лет Калужская область из депрессивного региона превратилась в одного из лидеров российской экономики, она уже много лет подряд привлекает в среднем порядка 1 миллиарда долларов прямых инвестиций в год, за 10 лет нарастила физический объем промышленного производства более чем в 3 раза, размер валового регионального продукта удвоился в сопоставимых ценах — и все это без нефти и газа, только за счет строительства новых заводов и фабрик.
Как говорится, вот бы нам такое.
Однако, по словам Шерейкина, инвестиционная ситуация в центральной России и на Дальнем Востоке резко отличается. Европейский инвестор без проблем приходит со своим проектом и начинает работать на рынок. У нас этот рынок крайне ограничен. А инвесторы из Китая, Японии, Кореи в силу своего менталитета желают, чтобы им был предоставлен проект и российский партнер, знающий "правила игры". А вот этого у власти нет, да и это не задача власти — готовить бизнес-проекты.
Но тем не менее, это противоречие надо решать.
По мнению замминистра, региональные власти до сих пор пытаются продать потенциальным инвесторам "экономическую географию", то есть месторасположение территории с теми или иными природными ресурсами. Но экономическая география не продается. Надо продавать инвестиционные площадки, то есть локальные комплексы с наличием энергоресурсов коммунальной и транспортной инфраструктурой, логистикой и рынками сбыта, прозрачным и удобным законодательством. Поиском и созданием таковых Минвостокразвития сейчас и занимается.
Только вот, наверное, этим надо было заниматься еще "вчера", а не сейчас под неприятный шум пусть и не особо понятных санкций. И эта претензия, конечно, не к Шерейкину, который прибыл на Дальний Восток только в прошлом году.