Как это устроено. Фондохранилище областной библиотеки. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 06:31 SAKH
16+

Как это устроено. Фондохранилище областной библиотеки

Как это устроено, Weekly, Общество, Южно-Сахалинск

Общий фонд Сахалинской областной библиотеки сегодня составляет 617 тысяч единиц, причем большая часть — 400 тысяч экземпляров — находится в книгохранилище. Здесь "живут" книги, журналы, газеты, старинные фолианты и личные дневники. За всем этим нужен особый уход. А это нелегкая и кропотливая работа.

ИА Sakh.com пробрался в фонды главной библиотеки острова и выяснил, сколько врагов у книг, во что заворачивают раритеты, и как сотрудники борются с пылью.

Книгодобыча

В библиотеку книги поступают по-разному — их закупают в издательствах и типографиях или получают в дар. Библиотекари ежедневно штудируют прайсы с новинками. И заказывают только то, что должно оказаться интересным читателям. Закупают книги, периодику, диссертации, музыкальные каталоги, учебные пособия. Просматривают за год более 50 тысяч названий.

Заказанные книги поступают в отдел формирования, управления фондами и каталогизации. Здесь на книгу наносят несколько важных меток: инвентарный номер, штрих-код и штамп библиотеки. Но прежде, чем это сделать, "новичка" сверяют с другой книгой — библиотечно-библиографическим классификатором. Так определяют место в книжной иерархии — на какую полку экземпляр "встанет", в какой отдел уйдет.

Кроме того, каждая книга, попадая в библиотеку, получает свой расстановочный номер, который записывают в инвентарной книге. Этот номер одновременно выполняет учетную и расстановочную функции. После нанесения всех меток книгу включают в электронный каталог, где ей присваивают классификационный индекс, авторский знак и оформляют библиографическую справку.

— После того, как подробная информация внесена в компьютер, она доступна для любого читателя. Он ищет издание в электронном каталоге, выписывает и получает в точности то, что заказывал, — рассказывает библиотекарь первой категории Елена Беляевская.

Дальше книга отправится в какой-то из отделов — будет гулять по рукам в абонементе, стоять на полке в одном из читальных залов или украшать тематический стенд. А все братья-близнецы издания (если копий множество), а также малоактуальные и непопулярные книжки отправляются в библиотечное фондохранилище.

Книгопристанище

Из коридоров книгохранилища сочится приятная прохлада. Здесь, в 11 залах, рассортированные по номерам и размерам, стоят сотни тысяч самых разных книг. Но главный библиотекарь Наталья Ведякина знает здесь все лазейки — смело ведет по петляющим коридорам.

— У нас даже книжки шевелятся иногда. Сами по себе. Привидения здесь точно живут.

Архитектура фондохранилища — магазинного типа: ровные ряды металлических стеллажей, как дисциплинированные солдаты — всегда стоят по струнке. Помещения, где живут книги, похожи одно на другое, и везде действуют одни и те же правила.

Книги, журналы и газеты хранятся отдельно при определенных условиях. Например, печатные издания расставляют по инвентарному принципу — так удобнее. Впрочем, следят и за форматом — маленькие стоят на полках с маленькими, большие (от 26 сантиметров) — с большими. Периодика лежит на полках хронологически — по году, месяцу и дню издания.

С течением времени кое-что из фонда исключается. Но есть экземпляры, которые имеют историческую ценность и не подлежат списанию. Здесь таким "книжным тотемом" стал киргизский эпос "Манас", который попал в библиотеку в 1946 году. С него, по сути, и началась история главного на Сахалине книгохранилища.

А вот малоиспользумые экземпляры, многочисленные дублеты или утратившая актуальность литература время от времени изымается. Место для хранения с каждым годом все больше убывает: за год в библиотеку поступает примерно 10 тысяч новых книг, а "уходит", конечно, гораздо меньше.

Книгокомфорт

Работают в фондохранилище всего 7 человек. Именно "всего" — на каждого из библиотекарей приходится по десятку тысяч единиц, и за всеми нужен особый уход. В общем, дел невпроворот.

Одно из основных требований при хранении любых документов — комфортный микроклимат. Шкала термометра не должна опускаться ниже отметки в 17 градусов: бумага другого не выносит. От повышенной влажности книги покрываются грибком, а излишняя сухость превращает страницы в труху. Поэтому в каждом из 11 помещений фондохранилища есть гидрометры. За их показаниями тщательно следят библиотекари — каждый четверг они скрупулезно записывают цифры и в случае необходимости экстренно "оздоравливают" микроклимат.

Стеллажи установлены на расстоянии не менее метра друг от друга — это обеспечивает непрерывный поток воздуха книгам и удобство библиотекарям, которые постоянно "танцуют" между стеллажами. Книги хранят вертикально с обязательным соблюдением формата. С периодикой обращаются по-другому. Ее укладывают на полки исключительно горизонтально.

Часть старых газет уже переведена в электронный вид, поэтому оригиналы хранят обернутыми в специальную бескислотную бумагу. Все газеты подшивают в большие "книги" с прочной "корочкой", на которую наносят название и даты.

Старинные и особо нежные книги упаковывают в микроклиматические боксы, сделанные из картона. И эти предосторожности вполне оправданны: злейший враг книг — пыль — не признает никаких преград.

Ежедневно библиотекари фондохранилища выходят на тропу обеспыливания всех экземпляров фонда. План на квартал — 40 тысяч книг. Такой объем простой тряпкой не охватишь. Поэтому используют специальные устройства — гигантские пылесосы, которые к тому же убивают бактерии.

Несмотря на кажущуюся простоту, работы тут непочатый край. Но, несмотря на все усилия, хранить бумагу вечно едва ли возможно — приходится оцифровывать. Этим занимается специальный отдел. Пока сканируют редкую периодику и краеведческую литературу.

— Зависит от книжки. Чем сложнее, тем дольше сидим с оцифровкой. 400 страниц за день можно сделать, — отвлекается от работы с нивхской сказкой "Человек-рыба" ведущий библиотекарь Анна Балова. — На первом этапе из каждой страницы получается отдельная картинка. Она обрезается и обрабатывается в специальном редакторе, а затем книга целиком собирается в PDF.

Книгопользование

Чтобы получить на руки желаемую книгу, журнал или газету из книгохранилища, читатель обязан сделать запрос: раньше — рукописный, сейчас — заказать все можно через электронный каталог, что проще и удобнее.

Когда система не была автоматизирована, запросы в фондохранилище слали "пулями по трубе" — засовывали бумажный запрос в настоящую гильзу от крупнокалиберного патрона и отправляли в хранилище по специальной трубе.

— Пневмопочта — это такая архаика. Пользуемся ей только в исключительных случаях, когда заказываем периодику, тот наш фонд, который не введен в электронный каталог, — смеется управляющая читальными залами Елена Кан.

Получив и обработав запрос в программе ОПАК, библиотекарь отправляется "на прогулку" между стеллажами — на каждом из них обязательно висят таблички с указанием инвентарных номеров стоящих на нем книг.

Из подвала фондохранилища книга едет на лифте. Постоянно опускаясь и поднимаясь, он привозит и увозит книги. За техническим состоянием подъемной системы следят инженеры. Каждая кнопка соответствует указанному этажу.

— Тут все просто, двойка — это абонемент, тройка — отдел искусств, иностранный, библиографический и отдел краеведения, — делится тонкостями главный библиотекарь фондохранения Татьяна Аникеева, — четверка отправит книгу в читальный зал. Нажимаю кнопочку, и книжечка пошла.

Читатель имеет право запросить любой документ, хранящийся в библиотеке. Но, чтобы получить доступ к редким документами, необходимо специальное разрешение.

Книгодоступность

Кроме глобальной автоматизации, которая играет на руку специалистам, оставляя больше времени для текущих дел по уходу за книгами, в библиотеку пришла и большая свобода. Принцип открытого фонда — прямой доступ к стеллажам — изменил систему обслуживания сахалинцев. Цепь замкнулась на двух участниках: читатель — книга.

— Это действительно кардинально изменило работу. К нам приезжали специалисты из Хабаровска, Москвы и Питера  — очень удивлялись, — рассказывает Елена Кан. — Там не везде это работает. А у нас работает. Мы доверяем читателям.

Раньше книгу выносил библиотекарь по рукописному требованию от читателя. А теперь посетитель может сам выбрать и унести любую понравившуюся книгу домой. Даже из читального зала. Все, что нужно сделать — просканировать экземпляр на выходе. Даже сдавать книги теперь можно без контакта с сотрудниками — приветливый роботизированный терминал при входе в здание охотно избавит клиента от груза несданной букинистики.

Еще несколькими черточками в "библиотечный портрет" может стать бесплатный вай-фай, уютные местечки для встреч и дискуссий, мультимедиа-зоны. Сейчас библиотека и ее сотрудники делают все, чтобы книги были интересны и доступны всем. Главное — желание узнавать новое. Ну и, конечно, умение читать чуть лучше, чем по слогам.

Дарья Агиенко, Кирилл Ясько.

Подписаться на новости