Трехмерный мир
На одном из недавних круглых столов в Южно-Сахалинске, посвященных "Стратегии-2020" (это, конечно, была пиар-компания, но достаточно интересная), прозвучало мнение о необходимости увеличения в школах уроков трудового воспитания. Мол, выпускники школ сейчас не знают, что такое "отвес" и "уровень" — какие же из них выйдут рабочие, а уж тем более инженеры?
Посыл интересный. Умение своими руками сколотить табуретку, безусловно, ценное умение — без всяких шуток.
Однако не стоит забывать, что мы живем в стремительно меняющемся мире.
Школа, конечно, институт консервативный — ее задача вложить в головы молодежи основы накопленных человечеством знаний и умений (в том числе, и по изготовлению табуреток). Но и к будущим изменениям тоже стоит быть готовым.
В частности, как утверждают специалисты, мир стоит на пороге "второй индустриализации", связанной с 3D-печатью.
"В трехмерную печать включают четыре основные технологии: стереолитография (SLA), послойное наплавление (FDM), выборочное лазерное спекание (SLS/SLM/EBM) и 3D-печать (3DP). Их общее свойство — метод создания предметов желаемой формы. Предмет изготавливается из гомогенного сырья на управляемой компьютером установке посредством выборочного затвердевания, наплавления, выдавливания, спекания или проклейки в соответствии с трехмерной моделью (такие установки неофициально называются трехмерными принтерами). SLA и FDM печатают только специальным пластиком, SLA использует фотополимер, SLS и аналоги могут печатать как пластиком, так и металлом. В отличие от традиционных методов трехмерная печать способна обеспечить создание предметов практически любой формы и с контролируемой внутренней структурой без раковин, заусенцев, литейных швов и других микродефектов".
Пока все это считается экзотикой, забавой для особо продвинутых, однако не исключено, что вскоре все переменится. Ключевой патент на технологию FDM, наиболее пригодную для массового использования, был выдан в 1992 году, и в 2009 году истек. Как результат — FDM-принтеры стремительно пошли в народ и принесли трехмерной печати не только известность, но и массовость — пока только среди инженеров, дизайнеров и любителей-умельцев, но это только начало. В этом году кончается патентная защита технологии SLS. Таким образом, и эти принтеры будут производиться в большом количестве и, естественно резко подешевеют.
Технология SLS уже позволяет создавать товары массового спроса, которые производятся из относительно однородного материала в основном путем придания ему формы и объема. Например, сантехническое оборудование (ванные, раковины, унитазы и так далее), посуду — как одноразовую, так и многоразовую, детские игрушки, не требующие сложной сборки, и мебель — не мягкую, естественно, но элементы для последующей сборки или те же табуретки, но уже современного дизайна.
Как утверждают эксперты, если темп совершенствования технологий останется прежним (а, наверняка, так и будет), то через несколько лет трехмерная печать сможет создавать качественные и сложные предметы из любых материалов в любой комбинации и по ценам, близким к ценам современного промышленного производства.
А это означает своего рода революцию. Многое уже не надо будет вести издалека, многое можно будет "напечатать" на месте на небольшом 3D-предприятии: "В этой новой индустрии достаточно быстро сложится разделение труда между создателями трехмерных моделей и операторами трехмерной печати. Инженеры-проектировщики и дизайнеры будут не столько делать дизайн-проекты на заказ, сколько создавать библиотеки шаблонов товаров, позволяющие их почти неограниченную кастомизацию. А операторы, новые купцы от трехмерной печати — назовем их "трехмерные печатники", будут продавать печатные товары. И конкурировать с традиционным производством они смогут очень эффективно — во-первых, предлагая товары на заказ уникальной формы и вида (кто-то сможет получить диван в форме морской раковины, а кто-то захочет унитаз в форме головы начальника), а во-вторых, выиграв в себестоимости за счет логистики — доставки и склада".
Кому-то это покажется фантастикой, но вспомним, как стремительно вошли в нашу жизнь и как изменили ее компьютеры и прочие информационные технологии.
То есть в школьные мастерские уже пора ставить 3D-принтеры.
Конечно, это предложение выглядит еще более фантастическим, нежели какие-то там технологии SLS. Во-первых, откуда у школ деньги, а во-вторых, зачем школам это надо? Насколько помню, трехмерный принтер есть пока только у областной библиотеки, где к нему относятся как к некой экзотике, однако делают некоторые сувениры. А вот школьники старших классов на уроках труда могли бы сочетать приятное с полезным — например, обеспечить свое учебное заведение дизайнерской мебелью, получив при этом достаточно серьезные инженерные навыки — и этот процесс был бы захватывающе интересным.
Это, конечно, мечты. Но почему бы уже сейчас не начать осознавать всю серьезность грядущих изменений?
"К концу десятилетия 2015-2025 годов мы оцениваем количество новых рабочих мест в странах ОЭСР в области товарной трехмерной печати в количестве от 120 до 300 тысяч. Это будут в основном высокотехнологичные места — например, дизайнеры трехмерных объектов, инженеры трехмерных объектов, операторы трехмерной печати, техники, обслуживающие установки трехмерной печати. И это еще не считая рабочих мест у производителей установок и материалов трехмерной печати!" — пишут оптимисты.
Очень хотелось бы, чтобы мы не отстали от этого процесса. А начинать нужно, как это всегда, со школы. И деньги на это у области найдутся, важно лишь желание.