Экскурсия в Пригородное
Экскурсия в Пригородное — это востребованный туристический продукт, ориентированный в большинстве на учащихся школ и приезжих. Для первых на этом маршруте проводится образовательная экскурсия по теме "Сахалин — газонефтеносный район Дальнего Востока", а для вторых устраивают обзорную экскурсию, чтобы показать построенный у устья реки Мереи современнейший завод сжижения природного газа. Те, кто наслышан о сахалинской нефти и о международном проекте "Сахалин-2", конечно, проявляют интерес к нему и хотят воочию увидеть это предприятие.
На территорию завода гости не допускаются, поэтому экскурсия на этом маршруте проводится только обзорная. А поскольку путь до Пригородного неблизкий, то вся экскурсия проходит за 4-5 часов в зависимости от аудитории. Туроператоры стараются разнообразить ее тем, что делают ее многослойной, показывая за одну экскурсию три изюминки. Можно даже сказать, что эта экскурсия — "три в одном".
Едем на образовательную обзорную экскурсию и готовимся к тому, что смотреть будем издалека, ведь слово "обзорная" происходит от слова обозревать. Экскурсия обещает быть интересной, ведь нам предстоит узнать: "Как появился Сахалин и сколько ему лет? Зачем повернулся Ых-миф и что такое нефть и газ? Чем место постройки завода СПГ отличается от других похожих мест Анивского залива? Что сближает айнскую красавицу Мерею и командора Рязанова?" Во время экскурсии соприкоснешься с геологией острова, узнаешь мифы и легенды коренных народов, совершишь путешествие в далекое и близкое прошлое Сахалина.
В пути в одну сторону ехать примерно час, поэтому есть время поговорить. И темы для разговора тоже есть. По дороге Южно-Сахалинск — Корсаков каждое поселение значимо, имеет свою историю, и в какую сторону ни копни, везде есть то, что может заинтересовать. Развивать можно и тему каторги на Сахалине; и про сельское хозяйство рассказывать, и про первого агронома острова Сахалин Михаила Мицуля, именем которого названо поселение Мицулевка. И о скульптуре оленей, что стоит у автодороги, как объект для посещения новобрачными.
.. Но сегодня тема "нефть и газ", поэтому окунемся в геологию и геоморфологию. И не просто, а начнем с легенд и сказок, которые хранит каждая земля относительно важных на ней событий.
Например, вот что рассказывает о происхождении нефти нивхская легенда.
— Хозяин Земли долго землю складывал слой за слоем. Положит слой, засмотрится и задумается, хорошо ли получилось. Еще положит и еще посмотрит… И как-то показалось ему, что ненадежно крепится земля, взял он тогда и смазал очередной слой каменным маслом, как хозяйка смазывает пирог. Посмотрел — надежно, хорошо получилось, и так он Землю слоями сложил, а между ними маслом каменным промазал. И все бы хорошо, но есть в Земле подземный дух, и когда он сердиться начинает, то сжимает Землю, и масло наружу выходит. Каменным маслом древние нивхи называли нефть и, конечно, далеки они были от реального представления о том, как образовалось это природное ископаемое. Но о том, как оно было найдено, народные сказания передают, и это перескажем.
Пасли как-то эвенки оленей на болотах. И испугались чего-то олени, понеслись во весь дух прямо по мари, не разбирая дороги. Марь та зеленела топкими глубокими оконцами, и в одно из них попал бегущий олень.
Эвенки испугались за оленя, срубили деревья, просунули их под брюхом животного, да и вытащили его из болота. Смотрят, а ноги и живот у него в маслянистой жидкости черного цвета.
А молодой эвенок заметил, что кожа на животе и ногах оленя полопалась и из трещин сочится кровь. "Оха! — воскликнул эвенк. — Плохо!" Так и назвали это место — Плохо!". Отсюда, говорят, и пошло название места Оха, где позднее стали добывать нефть.
Знали бы тогда местные жители, что это за маслянистая жидкость и как она будет влиять на развитие острова Сахалина. И какой масштабный международный проект будет здесь развиваться, выводящий остров Сахалин и РФ в мировые экспортеры сжиженного природного газа.
Мимо проезжают автомобили, которые заправляются бензином — производным от нефти. В бухте Лососей Анивского залива стоят суда, и для их движения тоже нужны продукты нефти. Нефть нужна в химической промышленности, пищевой, металлургии, медицине и других отраслях. Обо всем этом рассказывается на экскурсии и постепенно расширяется представление экскурсантов о нефти и о том, каким богатством обладает Сахалин.
Корсаков проезжаем мимо, но успеваем обозреть стелу при въезде в город, кладбище затонувших кораблей (вот где металлолома-то!), по ходу автобуса где-то в районе морского порта панно с большим портретом вождя народного пролетариата Ленина, а слева на холме — поклонный крест в честь первой русской экспедиции, основавшей русский военный пост в том месте, где сейчас стоит Корсаков.
За городом начинается природный простор, переезжаем реку Корсаковку, которая, говорят, в сезон дождей разливается так, что затапливает близлежащие постройки. Мы движемся к заливу Анива, где у устья реки Мереи раньше было японское поселение, потом русский поселок Пригородное, а сейчас завод СПГ. Природа за окном меняется: то кажется, что едешь где-то в средней полосе Руси, такие поля вокруг, то хвойные леса к дороге подступают, совсем как в Приольхонье.
Потом неожиданно перед глазами открывается простор и ширь Анивского залива, на рейде стоят небольшие суда — буксиры и пожарные. Раз — автобус поворачивает влево, идет вдоль берега и взору метр за метром открывается панорама производственного комплекса. Ну и мощь!
Надо успевать вертеть головой, чтобы увидеть все. Вон причал для отгрузки сжиженного газа, его длина 805 метров: эстакады, отгрузочные платформы и швартовочные устройства. Причал стоит на 25 кессонных основаниях. Нам сегодня везет! Под погрузкой стоит газовоз и, говорят, если его здесь увидишь, то быть удаче. Дело в том, что бывают дни, когда газовоза здесь нет, ведь грузится он несколько часов, а потом транспортирует газ в одну из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Газовоз — это большое судно. Например, "Гранд Анива" имеет ширину 49 метров, длину — 288, а высоту (при осадке без груза) — 56 метров. На судне 11 палуб и есть лифт. Газовоз оснащен четырьмя сферическими танками каждый объемом 36 тысяч куб. метров. Через специальные отгрузочные рукава на причале эти огромные сферы наполняются сжиженным газом.
Автобус поворачивает влево, дорога идет вдоль ограждения предприятия, и хорошо видно, что находится на территории.
Вот резервуары для хранения сжиженного газа, два по 100 тысяч кубометров каждый. Высота 37 метров, диаметр — 67. Говорят, что их крыши монтировали на дне резервуара, а потом поднимали под давлением сжатого воздуха, так обеспечивался плавный без перекосов подъем крыши. Вес ее, кстати, — 600 тонн. Операция по подъему одной крыши велась четыре часа.
За резервуарами находятся устройства, очень похожие на огромный холодильник, положенный на землю — там в этой сложной для непосвященного человека системе и происходит охлаждение природного газа до криогенной температуры — минус 160 градусов, при этом в объеме газ уменьшается до 600 раз, что позволяет транспортировать его в больших объемах.
Слева от дороги видны указатели, обозначающие прохождение под землей транссахалинской трубопроводной системы: газо- и нефтепровода, целых 800 километров труб проложено от месторождения на северо-востоке Сахалина до Анивского залива. Трубы имеют специальную сейсмическую защиту, они в некоторых местах гофрированные и при возможных подвижках земной коры не полопаются и не порвутся.
Управление всем технологическим процессом на этой махине происходит из Центрального пункта управления, его сейчас видно справа по ходу автобуса. Конечно же, все находится под охраной и видеть можно только издалека.
А слева видны остатки домов, где проживали строители завода, сейчас домики разбираются. Едем дальше, и вдали километрах в четырех от берега видна большая конструкция, издали похожая на колодезного журавля — это выносное причальное устройство для отгрузки нефти. Оно принимает нефтеналивные танкеры объемом от 40 тыс. метров куб. до 150 тыс. м.куб.
Впечатляет! Невероятная мощь!
А справа по ходу автобуса открывается вид на резервуары для хранения нефти, это огромные емкости диаметром 93 метра и высотой — 18 м. Объем каждого — 95,4 тыс. м. куб. Крыши у резервуаров понтонные, они не прикреплены к стенам, а плавают на поверхности нефти. Такая крыша снижает потерю нефтепродуктов, возникающую при испарении нефти в резервуаре, а также защищает атмосферу.
Обзор завода СПГ и ТОН проходит быстро, на одном дыхании, пока автобус огибает эту промышленную площадку, экскурсовод успевает поразить воображение цифрами и фактами.
Дальше автобус разворачивается на площадке над морем, где заканчивается асфальтированная дорога, построенная при участии "Сахалин Энерджи" и правительства Сахалинской области.
Уф! Можно выдохнуть и немного снизить темп. Снова по кругу вокруг завода, можно еще раз рассмотреть эту махину и задать вопросы.
Например, как уживаются природа и производство. Оказывается, экологические требования выставлялись и на стадии проектирования, и в период строительства, и к чему это привело? Буквально в паре км от завода иногда можно видеть нерп, в реку Мерею на нерест идет рыба, на песчаном пляже летом отдыхают и купаются люди. Рядом живет японский бекас — птица, занесенная в Красную книгу России. Удивительно, но буферной зоной она защищена от браконьеров. Хотя, если быть объективным, любое промышленное производство влияет на экологию, и задача человека в том, чтобы максимально снижать нагрузку на природу.
Почему нефть и газ добывается так далеко, на северо-востоке, а перерабатывается на юго-западе? И на этот вопрос дается пояснение. На севере у острова море замерзает, запрессовывается льдом, а в заливе Анива свободно ото льда круглый год, значит, отгрузка может происходить постоянно.
"Сахалин-2" — один из технически сложных проектов в истории мировой нефтегазовой отрасти, и он стоит в ряду крупнейших в мире проектов по добыче и реализации нефти и газа. Это первый в России завод СПГ. И право, приятно, что хоть издалека, но удалось его увидеть.
И на этом часть обзорной экскурсии, посвященной нефтегазовому комплексу Сахалина, заканчиваем. Кому тема интересна, сообщим, что в Южно-Сахалинске, в областной библиотеке, есть много информации об этом проекте. Библиотека допускает к своим фондам и иногородних граждан, которые могут работать с информацией в читальном зале.
А тема нашей экскурсии меняется, потому что сейчас подъезжаем к одному памятнику, известному со времен, когда на юге Сахалина хозяйство вели японцы. Оказывается, залив Анива имеет интереснейшую историю. Когда здесь жили айны, они излагали ее в легендах и сказках. Потом Сахалин открыли русские первооткрыватели, и он стал частью Российской империи, и у того времени тоже есть своя история. А потом в 1905 году в результате военной операции, проведенной японскими войсками, юг острова на 40 лет отошел к Японии. И что интересно: именно в этом месте — в заливе Анива — высадился десант в 14 тысяч человек, он начал свое продвижение на север острова, встречая сопротивление русских партизанских отрядов. Никогда бы и не подумалось, что вот так запросто можно прикоснуться к истории, изложенной в учебниках, и через 109 лет стоять на этой земле.
История войн восторга не вызывает, но она есть, и в заливе Анива о том десанте напоминает останок памятника, стоящий на пригорке и видный издалека. К нему ведет бетонная лестница, и вполне естественно, что смотреть памятник приходят любопытствующие, только мало кто из них знает его историю. Поднимемся на пригорок и мы, чтобы увидеть слегка порушенный временем бетонный постамент и сброшенную с него стелу в виде трехгранного штыка. Разрушенный памятник.
Видеть следы разрушения тягостно, особенно здесь, откуда, как на ладони, просматривается мощнейшее предприятие, рожденное в мирное время в результате дружбы и добрососедских отношений разных стран. Чуть дальше от памятника есть бетонное строение, говорят, это японский храм богу войны.
Не так здесь что-то, не так. Когда турист едет на экскурсию, он хочет положительных эмоций и светлого воздействия на чувства, а то, что находится здесь, оставляет серый след в подсознании, как заноза заседает в мысли. Конечно, экскурсовод сей исторический факт может подать с разных сторон, и можно слышать все что угодно о памятнике, но согласиться с тем, что он сейчас присутствует здесь, невозможно.
Историю памятника находим позднее в отделе краеведения областной библиотеки. "На месте высадки японского десанта (Пригородное) в 20-е годы прошлого столетия на холме стараниями сынов Страны Восходящего солнца появился величественный монумент. К памятнику вела торжественная лестница, поднявшись по которой всякий желающий мог узнать, что памятник установлен в честь вице-адмирала Катаока, генерал-лейтенанта Харагучи и доблестных солдат японского императора, которые обеспечили завоевание территории Карафуто. За монументом располагался ритуальный комплекс, связанный с почитанием воинов — самураев в соответствии с синтоистскими религиозными традициями, в ритуальном сооружении был установлен символический знак — стела, похожая на штык, устремлялась в небо. Вокруг стелы стояли тумбы, соединенные массивными цепями. Ритуальный комплекс стал у японцев своеобразным местом паломничества и молитв. В 1925 году здесь побывал и наследный принц Хирохито, будущий император Японии". ("В урочище реки Мерея", автор Юрий Фелицын, газета "Восход", 2003 год. 29 июля, №91).
И вот еще из книги Игоря Самарина "Сталь и бетон Карафуто" Сахалинского книжного издательства. Река Мерея — место боевой славы Карафуто. В память об этом над долиной на пожертвования народа открыт памятник "Карафуто Энсэй Гунн Дзерику Киненхи" — памятник экспедиционному корпусу Карафуто. Рядом синтоистский храм носил имя Бога Войны Хатиман и был посвящен герою военных действий на Сахалине майору Нисикубо, погибшему в боях возле села Дальнего.
Наверное, испытывать гордость за своих солдат и уважение к противнику — это удел воинов, очень сильных духом и волей. И, наверное, этим можно объяснить присутствие на русской земле памятника японским воинам, но, если честно, не радует вид поверженной былой, хоть и чужой воинской славы. Давно это все было, и среди государств хорошо бы, как и среди людей, ввести правило: "Кто прошлое помянет, тому глаз вон". Другой сейчас мир, развиваются экономические и культурные отношения среди разных народов. А там где они развиваются, лучше бы мир утверждать. И на этом месте рядом с международным проектом — заводом СПГ — хочется видеть иной, светлый памятник, например, в виде большого земного шара с материками и странами, как символ единения народов. Или белых голубей, как символ мира.
Будучи человеком новым на Сахалине, понимаешь, что со своим уставом в чужой монастырь не лезут, ведь эти символы здесь установлены еще до нашего рождения. Но вопросы есть. Если этот памятник кому-то нужен, то почему он здесь валяется, а если это храм и он кому-то нужен, то почему он осквернен и за ним никто не ухаживает?
Мнениями многих людей интересовались на эту тему, они разные. Есть те, кто относится спокойно: это часть истории, да еще такой далекой, а памятник и храм — немые свидетели когда-то происходившего здесь. Есть те, кто осматривает с интересом, но недоумевает. А на вопрос: "Что делать?" ответил только один, турист из Костромы: "На юге Сахалина есть и другие ритуальные места — следы хозяйствования японцев, и это часть культуры этого народа, к которой нужно относиться с уважением. Но они разрушаются временем и будут разрушаться, поскольку за ними здесь никто не ухаживает, нет в России ни у кого полномочий сохранять культурные и иные памятники других народов. И учитывая интерес туристов к этим объектам, правильно наиболее ценные и исторически значимые из них собрать в музей под открытым небом, чтобы была возможность в одном месте познакомиться с данными объектами, как, например, сегодня это возможно в музее, где собраны образцы железнодорожной техники. Или в Краеведческом музее, где есть японский школьный домик".
Может быть, некоторые экскурсии имеют право ранить чувства человека. Может быть... Но после посещения этого памятного места не хочется уже слушать про то, как отступали с боями, защищая Сахалин малочисленные партизанские отряды, ни про какие другие тайны и загадки удивительного острова. Даже на мифы и легенды коренных народов уже не тянет.
Почему? Крутится в голове где-то вычитанная фраза относительно Амурской экспедиции Г.И.Невельского: "Где раз поднят русский флаг, он уже спускаться не должен".
Экскурсия еще продолжается, и сейчас мы направляемся на берег Охотского моря, где в заливе Анива рядом с заводом СПГ есть пляж. Здесь свежий ветер, морской йодистый воздух, запах ламинарии, здесь чудесно. Можно покопаться на берегу, поискать ракушки или найти водоросли, а потом с помощью экскурсовода узнать, как они называются.
И с каждым выдохом уходит полученное переживание, и с каждым вдохом поселяется надежда, что придет то время, когда миром станет править мир.