Как это устроено. Канатная дорога "Горного воздуха". Сахалин.Инфо
17 января 2025 Пятница, 15:03 SAKH
16+

Как это устроено. Канатная дорога "Горного воздуха"

Как это устроено, Weekly, Общество, Южно-Сахалинск

Лыжи на балконе, сноуборд в кладовке — вот типичное расселение спортивных снарядов в квартире сахалинца летом. А зимой инструменты для катания не успевают просыхать — любители активного образа жизни взмывают ввысь — на верхушку "Горного воздуха". За сезон сотни раз. Но не всякий сахалинец догадывается, какие силы и механизмы позволяют ему это делать. Журналисты ИА Sakh.com пробрались на "Горный воздух", где инженеры курорта показали техническую кухню и рассказали, как устроен современный подъемник.

Межсезонье как работа над собой

Лето — жаркая для горнолыжки пора. На всем протяжении дороги профилактическая страда — нужно проверить все механизмы, ролики, колеса, датчики. Проинспектировать степень износа, смазать и заменить необходимое. К холодам все должно работать идеально — зимой отдыхать дороге будет некогда.

"Горный воздух" — канатная дорога гондольно-кресельного типа. Большинство сахалинцев воспринимают эту горную гордость как нечто единое и неделимое, но на самом деле канатка состоит из двух секций — верхней и нижней, по 2 станции на каждой. Несмотря на внешнее сходство, каждая выполняет свою функцию.

Нижняя станция (та, где продают билеты) — обводная, просто разворачивает кабинки. Еще здесь есть депо — место, где ночуют гондолы. На средней базе находится "пламенное сердце" всей дороги — вторая станция нижней секции — именно в ее недрах таится мощный электродвигатель и натяжные механизмы для 1,5-километрового каната.

Рядом, практически плечом к плечу, стоит первая станция верхней секции — в ней тоже установлен мотор и натяжные механизмы. Ну а наверху канатки раскинулась вторая секция верхнего участка, практически копия станции у подножия. Копия, потому что вместо депо здесь стоянка для кресел, которые на летних каникулах просто стоят "пришвартованными".

Итого: 1,5 километра дороги, 3000 метров каната, 4 станции, 43 кабинки, 20 кресел и 4 специальных компьютера. И все это хозяйство летом обслуживает команда из 10 человек: слесари-обходчики, техники, операторы и один начальник смены.

Движение — жизнь

Утро на станции начинается с движения. Оживают турникеты, заряжают вибрацией воздух пронзительные гудки, суетится персонал, пробуждающий от ночного отдыха могучие механизмы.

— Австрийская "Допельмаер" — ведущая фирма по производству канатных дорог, сто лет выпускает. Считается самой надежной. Если что-то происходит, то только из-за посторонних факторов, — показывает свою вотчину начальник управления канатных дорог "Горного Воздуха" Сергей Антонов.

Один из самых важных и длительных процессов каждое утро — запуск кабинок на линию. Все гондолы ночуют на нижней станции или в депо по-соседству — засыпать в воздухе или на других станциях не велит техника безопасности. На линию их выводят вручную — "отличная зарядка каждое утро" — шутят сотрудники. Хитрая автоматика отсоединяет гондолы от моторизированной линии — позволяет сотрудникам без спешки осмотреть каждую единицу подвижного состава. При обнаружении малейших отклонений от нормы кабинку снимают с маршрута и проверяют.

— После того, как все кабинки со станции "спущены на канат", наступает время запасов из депо. У нас тут, на станции, есть специальная система перевода стрелок — у нее два положения "по кругу" и "из/на парковку". Так что мы всегда можем вывести на линию запасные кабинки или быстро увести те, с которыми возникают проблемы, — толкает кабинку из депо слесарь-наладчик Евгений Цуканов.

Кабинки-гондолы "Горного воздуха" — хитрая конструкция из поликарбоната, металла и пластика. Условно их можно разделить на две части — подвесной механизм, связывающий "скорлупку" с канатом и другой машинерией дороги, и саму кабинку. Все здесь подчинено единой идеологии — максимальная надежность, минимальный вес и бескомпромиссная безопасность пассажиров. Именно поэтому кабинки не электрифицированы — болтающийся в воздухе, вдали от заземления, заряд весьма опасен.

Все крепления тоже в надежных руках элементарной механики — рычаги, зажимы, колеса вращают и крутятся. На каждой опоре за малейшими отклонениями гондолы чутко следит система роликов-балансиров. На борт полуторатонная конструкция в состоянии взять около 800 килограммов полезной нагрузки.

— Самое главное — правильно выпустить кабинку со станции. Автоматика дороги выдерживает строгий интервал между гондолами, датчик следит за тем, чтобы двери были плотно закрыты, чтобы не торчали из окон любопытные конечности лыжников и сноубордистов, — перечисляет Сергей Антонов. — Если вдруг какая-то неполадка или нарушение, встает вся дорога.

С аппетитом 400 чайников

Сердце канатной дороги "Горного воздуха" — два мощных электромотора, расположенных в зданиях на средней площадке горнолыжного комплекса. Мощность каждого — 800 киловатт (около 1050 "лошадей" — примерно столько же выдает агрегат под капотом Bugatti Veyron). За час в обмотке электромотора на полной мощности "сгорает" почти 450 киловатт электричества (200 одновременно кипящих чайников). Через редуктор и планетарную коробку передач крутящий момент передается громадному шкиву, который в свою очередь вращает трос с висящими на нем кабинками.

Кроме электромоторов, станции оборудованы резервным дизель-генератором. Он находится рядом с основным мотором. В случае отключения электричества он должен гарантировать всем пассажирам безопасную "прокрутку" и спуск на матушку-землю. Каждая станция буквально нашпигована и другой сложной машинерией — гидравлическими домкратами, переключением стрелок и другими агрегатами.

Канатка может работать в трех режимах — двумя отдельными секциями, единой дорогой и двумя секциями с креслами. Такую мобильность ей обеспечивает система стрелок: на средней базе две секции объединяются в один круг, а на верхней к гондолам можно добавить кресла.

Отдельного упоминания заслуживает система торможения и разгона кабинок на станции.

— Канат на нашей дороге движется с постоянной скоростью. А тормозить отдельные его участки нам не позволяют законы физики. Поэтому при входе на станцию гондола "снимается" с троса и катится отдельно от него по системе рельс. А чтобы кабинка мягко тормозила и разгонялась, у нас тут особые ролики, — перекрикивает гул механизмов Сергей Антонов.

На каждой станции таких роликов 160 штук. Через систему приводных ремней они связаны с тросом таким образом, что при входе на станцию скорости троса, роликов и кабинки равны. После отстегивания гондолы от основного каната — за это тоже отвечает отдельный рычаг — ролики плавно замедляют кабинку до комфортной для посадки и высадки скорости. На "старте" от станции все происходит в обратном порядке, сначала с замедлением (для посадки и закрывания дверей), а затем, при подъеме в воздух — с ускорением.

Высота над уровнем технологий

Канатная дорога поднимает вверх на 620 метров. В воздухе 3 километра каната удерживают 14 опор. Они установлены на разном расстоянии и имеют высоту от 6 до 26 метров. Такой разбег диктует рельеф.

Опора — не просто металлический столб, а концентрация механизмов. Вершину каждого венчает сложная система балансиров, скопления датчиков и особых "уловителей" — пластин, предназначенных для страховки троса от соскальзывания. Если же он слетит, датчики немедленно среагируют и подадут сигнал для остановки канатки. Естественно, что все системы на каждой из опор требуют постоянной смазки и контроля. Именно этим техническая команда "Горного воздуха" и занимается большую часть лета.

— Только не вздумайте писать, что у нас здесь трос, — строго высказался безымянный мужчина на одной из станций, — у нас тут канат!

Но главный по канатным дорогам — Сергей Леонидович — оперировал исключительно понятием трос.

— У троса четыре свивки, — по дороге вниз пояснял Сергей Леонидович. — Он состоит из стали со специальным цинковым покрытием. Внутри сердечник из специального же пластика. Придает эластичность и скрадывает напряжение.

Когда перевозок нет, для того, чтобы трос не вытягивался, его натяжение ослабляют. Система обводного шкива при помощи гидроцилиндров немножко выводится вперед и канат провисает. Когда кабинки необходимо запускать, обратная система — натяжка при помощи гидроцилиндров.

Канатная дорога "Горного воздуха" — вторая в мире, построенная под углом. Обычно гондолам приходится путешествовать по бритвенно прямой линии — под наклоном строить сложно. Но на Сахалине австрийская компания решилась на эксперимент. Пока вполне удачный. Еще один уникальный штрих — чередование типов кабин — кресел и гондол. Редкая для всего мира практика.

Но даже в такой отлаженной системе иногда случаются сбои, тогда сотрудники берут в крепкие руки инструмент и отправляются на ремонт или замену. В зависимости от специфики и сложности поломку могут устранить прямо на станции — заменить дверь или стекло. В случае более серьезной "травмы", особенно если речь идет об операциях с реле, датчиками и подвесным механизмом, неисправную гондолу отправляют в ремонтное депо. Там, на самом верху, в уголке из металлических перекладин специалисты тщательно осматривают и "лечат" пациента. Если повреждена какая-либо опора, в дело вступает сервисная кабинка — она припаркована тут же. В ней техник "летит" по канатке к месту "ЧП".

Под контролем умных машин

Информация со всех многочисленных датчиков, а также сводка о происходящем на станциях стекается в единую компьютерную сеть. 4 умных машины, расположенных на каждой станции, следят за соблюдением всех параметров, измеряют скорость ветра и температуру воздуха. Они объединены в единую систему и работают, как целый организм.

Специальные промышленные компьютеры не могут похвастать супермощностью. Не предназначены они и для сверхсложных вычислений. Их основная задача — бесперебойно "шевелить мозгами" — следить за реле, цифровыми и аналоговыми линиями до тех пор, пока работает дорога. Отсюда, из операторской, идет непосредственное управление канаткой: компьютер подает команды на запуск кабин, следит за тем, чтобы гондолы не скапливались и не сталкивались. За всеми параметрами следит диспетчер — летом справляется один человек, зимой приходится работать в две смены.

В реальном времени на сенсорном экране компьютера отображается все, что происходит на станции. При желании контрольную кабинку могут отследить и в воздухе между станциями — для этого ее нужно виртуально "пометить".

Зима близко

Крутятся шкивы и ролики, неумолимо наматывает километр за километром канат, плывут, равняясь на горизонт, гондолы. Неумолимо ползет вниз столбик термометра и вот-вот в воздух взлетят эскадроны белых мушек-снежинок — знаменосцев нового, зимнего, жаркого. А это значит, что совсем скоро склоны "Горного воздуха", покрытые искусственным и естественным снегом, заполонят тысячи больших и маленьких любителей горнолыжного спорта.

Но это уже совсем другая история.

Дарья Агиенко, Кирилл Ясько.

Подписаться на новости