"Земля монстров": американский социальный хоррор. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 16:22 SAKH
16+

"Земля монстров": американский социальный хоррор

В кино, Weekly, Южно-Сахалинск

Хоррор-антологии — кинематографическое явление, зародившееся десятки лет — с годами не утратили актуальность и популярность. В современном виде среди них можно увидеть разных представителей — от фильмов категории B, которые раньше мы видели на пиратских DVD формата "12 в 1" и которые сейчас неплохо чувствуют себя на стриминг-платформах (яркий пример — многосерийные "Навстречу тьме", пережившие уже два сезона), до масштабных стильных проектов вроде "Американской истории ужасов". "Земля монстров", несмотря на невысокие рейтинги (присущие, впрочем, жанру в целом) и на все многообразие подобных сериалов, заслуживает внимания любителей экранных ужасов. Попытаемся разобраться, почему.

"Земля монстров" (сериал, 2020, вышел первый)

Monsterland

США

Шоураннер: Мэри Лоус

В главных ролях: Кейтлин Дивер, Джонатан Такер, Эринн Анова, Тина Бенко, Бен Чейз, Ди Думеби Эгбуфор

Где смотреть: "Амедиатека"

Monsterland по структуре задался целью создать свою американскую хронику кошмаров. Каждая серия содержит название города и штата, где происходит действие. Однако не стоит обманываться — камерные истории вовсе не пытаются подвинуть с пьедестала творение Райана Мерфи, да и будем откровенны — бюджет не тот, размахом здесь не веет. Восемь сюжетов сезона при желании можно включать в любом порядке, что, похоже, и сделали на "Амедиатеке", которая лицензировала сериал для России. Ключевыми можно считать только первый и последний эпизоды, которые через героиню Кейтлин Дивер закольцовывают и как-то объединяют повествование.

Зрителю стоит подготовиться — это не тот развлекательный сборник с нереалистичными фонтанами крови или черным юмором. Юмора здесь практически нет. Фактически действие на экране, отражающее неприглядные стороны жизни, имеет явный социальный подтекст. И даже настоящие монстры здесь — не сами монстры, а люди. С самого начала нам задают общее направление — сейчас мы вам покажем ужас, но не тот, что вы ожидаете увидеть. И чудовища здесь применяются как художественный ход, чтобы показать, что происходит с героем. В целом это выглядит так: нагнетаем страх и интригу, а потом выдаем философское высказывание, сила которого разнится от серии к серии.

Ограничиваясь скромным бюджетом, создатели сериала не опускают руки и не уходят полностью в трэш и убогую компьютерную графику. Хотя и такое встречается — например, с гримом явно все непросто: герои, которые должны состариться, выглядят, как в кадре минутой назад, синюшные губы трупа то появляются, то пропадают. Подобные косяки и недостатки финансирования нивелируют простыми, но действенными визуальными ходами — вроде музыканта, играющего под светом фонарей в тумане или невесты в винтажном платье, бегущей по мрачному холодному лесу. Примечательно, что шоураннер проекта Мэри Лоус засветилась в сценаристах "Неонового демона", где эстетика тоже превозносится в культ.

Но самый большой акцент авторы ставят на поднимаемых социальных темах. Здесь они на любой вкус: отношения матери-одиночки и девочки, которая злится на весь мир за то, что родилась; депрессия, вливающаяся в жизнь жителя маленького приморского городка вместе с русалкой, утягивающей его на дно; снова депрессия, но со стороны любимого человека, скатывающегося во тьму и которого не спасти; шутинг и чудовища из Интернета; корпоративная культура и энвайронментализм. Все это иногда топорно, а иногда тонко заставляет зрителя протаптывать путь к собственным мыслям на тот или иной счет. Или примерять ситуации на текущую реальность — как с загрязнением моря в одной из серий и тем, что происходит сейчас на Камчатке.

Если не ждать от "Земли монстров" нового слова в жанре и чего-то выдающегося, в остатке получим добротный нишевый проект, на который не жалко потратить время. Подобной социалки на больших и малых экранах в последнее время не хватает, все ударились в эскапизм. Так что разговор на серьезные темы, пусть и в незатейливом виде, видится неплохим способом достучаться до зрителя. 6/10

Подписаться на новости